|
|
 |
Теория и практика игры |
 |
|
|
Лютня Ренессанса. С XVI до середины XVII века.
В течении XVI века существовало семь размеров лютни, мензура которых
колебалась в пределах от 30 до 90 см. Маленькая лютня октава (kleine
octavlaute); маленькая высокая лютня (kleine Diskantlaute); высокая
лютня (Discant laute); лютня альт (reicht Chorist oder altlaute); лютня
тенор (tenor laute); лютня низкая (Bаss laute); лютня контрабас (Gross
octav Bass laute). Основной на протяжении XVI и до середины XVII являлась
тенор лютня.

Басовые струны были часто удвоены в октаву, так как у низких натуральных
струн была глухая звучность.
Барочная лютня. XVII и XVIII века. Строй лютен в первые годы
XVII-го столетия, период, в котором лютня получает десять-одиннадцать
курсов (хоров) и строй в Ре миноре.

Примерно в 1720 году в Германии добавляется два новых курса (хора) и
количество курсов становится тринадцать.
Теорба, Китаррон, Архилютня... (существует определенная запутанность
названий)
Лютневое семейство отличалось постоянной эволюцией, которая дала повод
к возникновению различных типов инструментов. Наши предки XVII-ых и
XVIII-ых веков не были единогласными при определении этих различных
инструментов и теперь не легко дать точное описание каждого типа. Например,
"Китаррон" и "Теорба" названия итальянские, где
и были изобретены. Практически это один и тот же инструмент. Архилютня
отличается от Теорбы только своим размером и своим строем. Вообще, если
говорить проще, то все эти инструменты можно назвать как "производные
от лютни".
По происхождению таких инструментов можно предположить: раньше на лютню
натягивали натуральные струны (жилы), которые были хороши в верхнем
регистре, а в нижнем им не хватало мощи. Музыканты и мастера, которых
это обстоятельство волновало, все более и более добавляли низкие струны
на лютню, которые должны были быть длиннее, чем высокие струны. Пытаясь
удлинять гриф лютни, создавалось неудобство в игре, решили дать расширение
мензуры в нижнем регистре в виде дополнительной головки грифа. Тогда
и появился более ясный, чистый и мощный бас, и инструмент стал более
ровным. Это было удовлетворительным решением, которое и было принято.
С тех пор существуют различные размеры лютен, снабженных такими головками.
Расширения низкого регистра дало положительные моменты и в ансамблевой
игре.
Архилютня.
Довольно маленького размера, строй первых шести струн, как у лютни.
Теорба.
Более большой и даже очень большой, со специальным строем, первыми двумя
струнами, опущенными на октаву.
Струны для лютни.
В наши дни почти все исполнители на лютне используют нейлоновые струны
(полный нейлон и басовые: нейлон с медной канителью). Очевидно, что
эта практика недавняя. Все лютневые исполнители прошлого использовали
жильные струны (натуральные). Разница звучания между нейлоном и жилами
очень заметна. Каждый лютнист, каждый любитель лютни должен, по крайней
мере, однажды услышать лютню с натуральными струнами. Он ощутил бы различия
в звучании лютни, которую мы знаем сегодня и как она достаточно отличается
от той, которую слышали наши предки.
|
|