ГЛАВНАЯ ПОИСК КАРТА КОНТАКТ ENGLISH
  
Сейчас посетителей на сайте: 4
 
 
Информационный сайт лютневой и гитарной музыки
 
Обзор лютневых инструментов
Общая информация >>
Лютня РенессансаРенессансная лютня

[Фото 1] [Фото 2]

Традиционная лютня Ренессанса. Разные виды имеют 7, 8, 11, 13 хоров (струны парами), соответственно 13, 15, 17, 19, 21 струн. Конечно это только основные виды. На самом деле существует великое множество различных вариаций.
Аль-удАль-уд

[Фото 1] [Фото 2]

Или просто Уд - один из самых древних инструментов арабского происхождения, предшественник европейской лютни. В Греции известен под именем OUTI, в Иране BARBAT. Первоначально имел 4 хора. В наши дни 5 хоров и 6-ую басовую струну. Играют на нем преимущественно плектром.

Подробнее >>
Барочная лютняБарочная лютня

[Фото 1] [Фото 2] [Фото 3] [Фото 4]

Барочные лютни возникли в результате экспериментов с настройкой около 1600 года на основе уже популярной лютни эпохи Возрождения. Мастером этого инструмента был и Сильвиус Леопольд Вайсс. Его музыка представляет также конечную точку многовековой традиции лютней, в которой она описывалась, как самый благородный из всех инструментов.
В XVI веке наиболее распространенной была шестиструнная лютня (в XV известны пятиструнные инструменты), при переходе к XVII веку (эпохе позднего барокко) количество струн доходило до двадцати четырёх. Чаще всего струн было от 11 до 13 (9-11 парных и 2 одинарных). Строй- аккорд ре минор (иногда мажор).
ТорбанТорбан, Кобза

Торбан [Фото 1] [Фото 2] [Фото 3]
Кобза: [Фото 1] [Фото 2]

Самое загадочное и, вместе с тем, удивительное семейство и история старинных музыкальных струнно-щипковых инструментов.

Подробнее о торбане >>

Подробнее о кобзе >>
Теорба, КитарронТеорба, Китаррон

[Фото 1]

Лютневое семейство инструментов было в постоянном развитии. Как казалось итальянским мастерам, обычной лютне Ренессанса не хватает басов, поэтому была изобретена Theorbo, в которой были добавлены басовые струны. Сколько бы не спорили, а Chitarrone - это тот же Theorbe, только с другой настройкой.
ЦитраЦитра

[Фото 1]

В течение 16-ого столетия цитра была второй по популярности после лютни. Самая простая форма цитры имела 4-е хора по 2 или 3 струны вкаждом. Струны в каждом хоре были настроены в унисон с добавленной октавой в некоторых хорах. Цитра имела много видов и настроек и часто повторно перестраивалась от одной музыкальной пьесы к следующей.

Подробнее >>
БандораБандора

[Фото 1] [Фото 2]

Один из древних инструментов семейства лютневых. Очень мало сохранилось таких инструментов и, к сожалению, очень мало исполнителей на таких инструментах. Но, тем не менее, современные мастера сохраняют традици.

Подробнее >>
ОрфарионОрфарион

Орфарион - это практически то же самое, что и бандора. Основная разница заключается в более маленьком размере, количестве струн и настройке.
Лютня кантабилеЛютня кантабиле
( Liuto cantabile )

[Фото 1]

Это инструмент итальянского происхождения последней четверти Xвека мандолиновой группы. Имеет пять пар металлических струн с квинтовым строем, как у Миланской мандолины. Звук извлекается плектром. Особый интерес представляет грушевидная задняя дека, набранная из 37-ми узких, слегка вогнутых палисандровых пластин

Подробнее >>
Лютня ВандерфогельЛютня Вандерфогель

[Фото 1]

Еще этот инструмент называют "Лютневидная гитара". Чисто немецкий инструмент, который выглядит, как лютня Ренессанса, но имеет шесть струн, как на гитаре, и металлические колки. Много дискуссий было вокруг этого инструмента. Ясно одно, что этот инструмент занимал одно из лидирующих по популярности мест с середины XIX века до начала нашего столетия.
МандораМандора
(или барочная мандолина)

[Фото 1]

Струнный музыкальный инструмент семейства  лютни. Возник, предположительно, в эпоху раннего  Возрождения из средневековой гитерны(малой сопрановой лютни). Maндора считается родоначальницей мандолины. В Италии этот инструмент называли мандолой (есть более поздний инструмент, имеющий такое же название из семейства мандолин)

Подробнее >>
МандолаМандола

[Фото 1]

Итальянский струнный щипковый музыкальный инструмент. Упоминания о мандоле встречаются уже в XII—XIII вв. Название «мандола» происходит от древнего pandura (греч. — маленькая лютня). Инструмент, по мнению исследователей, был разработан в процессе изготовления лютни, как более компактный и экономный в создании. Полную последовательность развития и номенклатуру инструмента в настоящее время трудно проследить.

Подробнее >>
МандолинаМандолина

[Фото 1] [Фото 2] [Фото 3]

Инструмент, напоминающий лютню, только гораздо меньших размеров. Происходит из южных стран Европы. Наиболее распространена Неаполетанская мандолина с 4 курсами, строющимися в унисон и имеющими строй скрипки. Миланская мандолина имеет 5 курсов. В отличии от других лютневых инструментов на мандолине играют плектром (медиатором) приемом тремоло. Современная мандолина имеет металлические струны
.
Подробнее >>
ВиуэлаВиуэла (vihuela)

[Фото 1]

Виуэла - от испанского гитара — струнный щипковый инструмент семейства виол, распространённый в Испании в XV — XVI веках. Первоначально на виуэле играли и смычком (vihuela de arco), с XVI века только щипком (vihuela de mano). Виуэла XVI века похожа на большую гитару, а по настройке (шесть двойных струн, первая струна могла быть одинарной) близка лютне. В XVII веке виуэла была вытеснена гитарой.

Подробнее >>
Барочная гитараБарочная гитара

[Фото 1]

Само название этого инструмента говорит за себя. Конечно же, именно этот инструмент явился переходным образцом между лютней и современной классической гитарой. Но вклад этого инструмента в мировую культуру настолько велик, что слово "переходный" отпадает.

Подробнее >>
Классическая гитараКлассическая гитара

Гитара - струнный щипковый инструмент из семейства лютневых. В конце XVIII в. испанская гитара приобретает современный внешний вид: добавляется шестая струна (E), сдвоенные струны заменяются одинарными. С этого времени шестиструнная гитара начинает свое триумфальное шествие по странам мира. Об истории инструмента, классиках, в том числе и русских, смотрите Здесь >>
 

P.S.

За несколько веков развития лютневых инструментов возникла некоторая путаница в названиях и классификации этих инструментов. Вероятнее всего, это связано с тем, что эволюция проходила в разных странах и каждая культура накладывала определенный отпечаток. На это влияли различия в языках и медленный обмен информацией.
Довольно трудно разобраться в этих хитросплетениях, порой и невозможно за давностью лет.

Некоторые примеры:

Практически одно и тоже:
Бандоро, Бандола (испан. Bandola, Bandolуn), Bandolon Bandura, Мандола

Название же «Мандола» происходит от древнего Pandura, известена также под такими именами как «Мандора» и «Мандоле», «Пандурина» и «Бандурина»

Виуэла - Vihuela, Biguela.

Цитра или Цистра, а может Кифара?
Cittern, Cither (фр. Cistre, итал. Cetra, испан. Cistro, Cedra, Cítola, нем. Cister, Zither) -> получается что это тоже цитра :-) см. [Фото]

И т.д. и т.п.