Держание инструмента
До конца XV века на лютне играли исключительно медиатором. Примерно
около 1500 года вид звукоизвлечения изменился в сторону пальцевой техники
игры. Вместе с тем изменился также вид инструмента. Сначала извлекали
звуки большим и указательным пальцем правой руки, позднее присоединяется
средний и безымянный. С изменением техники звукоизвлечения сидящий игровой
вид лютниста преобладает.
Левая рука
В большинстве случаев для левой руки использовался знак (+), ставящийся
слева от буквы (ноты) и указывал на то, чтобы эта нота держалась максимально
долго, до тех пор, пока движение не было бы закончено. Крест, преимущественно,
использовался в немецкой табулатуре. Похожее применение у знака звездочка
(*), который ставился до или после буквы
Подробные указания аппликатуры для левой руки совсем редки в табулатурах.
В большинстве случаев встретить их можно только в учебниках.
Например, Neusidler для обозначения левой руки использует точки
над буквами:
- указательный палец
- средний палец
- безымянный палец
- мизинец
Ganassi (Lettione Seconda 1543) использует также точки, однако, следующим
образом:
- указательный палец
- средний палец
- безымянный палец
- мизинец
Ganassi использует в табулатуре левую и правую руку одновременно, как
единственный аппликатурный комплект, что делает расшифровку не легкой
задачей.
Наряду
с этим вносятся во французскую табулатуру числа (1 - указательный палец,
2 - средний палец и т.д.)
Judenkunig не использует никакие аппликатурные варианты для левой руки,
а разъясняет теоретически, какими пальцами нужно прижимать струны (смотрите
иллюстрацию).
Правая рука
Лучший щепок, по словам Барона: Centro spatii - между подставкой и
звездой, примерно 1/5 мензуры.
В табулатурах Judenkunigs шпора в верхней поперечной черте ритмичного
знака помещается для наименования указательного пальца:
Щепок среднего и указательного пальцев.
Знаки орнаментики и др.
Разного рода украшения в табулатурах практически не обозначались. Они
присутствовали в игровой практике. Их применение оставалось исполнителю,
который обогащал игру таковыми отделками согласно своему вкусу, опыту
и исполнительской практике. |