Если в двух словах: Перестройте 3-ю струну на полтона ниже (в F#) и играйте согласно пункту
"Как читать лютневые табулатуры".
Самые старые композиции написаны
для лютни ренессанса, которая имела 6 струн. Только в конце 16-го века
добавилась 7-я струна, позже число струн увеличилось еще раз. В разных
странах лютня имела различную настройку. В Германии ее настраивали A
d g h e' a', тогда как в Италии, Франции и Испании было G c f a d' g'.
Интервалы между струнами те же, что и на гитаре, с той лишь разницей,
что интервал терции находится между 4-ой и 3-ей струной, т. е. если
бы на гитаре со стандартной настройкой 3-ю струну понизить на полтона
(F#).
Так как в настоящее время лютнистов меньше
чем гитаристов, то употребимы в большей части те произведения, которые
можно играть как на лютне, так и на гитаре. Гитаристу предоставляется
выбирать, хотел бы он для достижения оригинального звучания лютни настроить
3-ю струну ниже на полтона (F#) или оставить, как есть. Некоторые вещи
играются легче за счет этой настройки, другие вещи звучат лучше в гитарной
настройке. Если остается обычная настройка, в средних голосах обнаруживаются
технические трудности. В таких случаях некоторые ноты могут выпадать.
Как правило, эти ноты заключаются в скобки. Очень редкие гитаристы понижали
3-ю струну на полтона, сохраняя тем самым оригинальный строй, и в некоторых
случаях облегчая себе игру оригинальных лютневых произведений. В таких
случаях, как правило, ноты, которые могут быть утрачены, ставят в скобках.
Но это только для тех, кто использует стандартный гитарный строй.
Многие красивые вещи, которые требуют
7-ю струну, нельзя играть на гитаре. Некоторые любители этой музыки
перешли на семиструнную гитару. В связи с этим под басовым звуком стоит
(преимущественно под D) - 8, что значит, что в соответствии с оригиналом,
этот звук нужно играть на октаву ниже. Лютнист играет здесь свободно
вибрирующий бас. У гитары эта нота остается неучтенной. Но все равно
любители лютневой музыки выходят из положения, перестраивая 6-ю струну
на тон ниже по отношению к существующему строю. Как правило, в большинстве
случаев это струна 'd',которая является открытой, что дает возможность
играть большинство лютневых произведений на гитаре с перестройкой струны.
В других случаях это должно быть игнорировано.
Лиги для левой руки левой руки появляется
в табуляциях только в середины 17-ого столетия. Исполнителю предоставляется
возможность вводить лигу по техническим и музыкальным причинам игры.
В музыке Ренессанса динамические оттенки (типа f и p)
были пока еще неизвестны, так что исполнитель может самостоятельно решать,
как играть в тех или иных случаях. Темпы большинства тогдашних танцевальных
сегодня не известны. Чтобы приблизительно понять характер различных
танцев, можно воспользоваться следующими указаниями:
Пример основных тем:
Allemande - - - умеренно
Ballet - - - - - - умеренно оживленно (быстрая Аллеманда)
Basse danse - умеренно
Bergamasca - - юмористическая танцевальная пьеса
Bourree - - - - - - живо и акцентированно
Branle (простой) - живой народный танец
Branle (веселый) - - - подвижный народный танец
Canarie - - - - - - танцевальная песня
Chorea (хоровод) - живо
Galliard - - - - - - резвый скачущий танец
Passamezzo - - - умеренно (скорее паваны)
Pavane (Paduan dance) - медленно
Ronde - - - - - - круговой танец
Volta - - - - - - - плавная курант |