|
|
Страница классической гитары |
|
Классики гитары |
|
Фернандо Сор (1778-1839)
Композитор–гитарист, выдающийся в полном смысле этого слова.
Специалисты расходятся по поводу даты его рождения: Фетис считает, что он родился 17 февраля 1780 года, Сольдони – что 14 февраля 1778 года. Автор этого Словаря считал, что рождение произошло 17 февраля 1778 года (см. сборник «30 менуэтов Ф. Сора»), но затем поправляется и согласен с Сольдони, т.к. удалось увидеть его свидетельство о рождении, на которое мы сегодня и ссылаемся: «Я, Хосе Мас Доменек, официальный бенефициант архива Кафедрального собора Барселоны, свидетельствую, что в книге крещений – 1776–1780 годов, лист III имеется запись за 14 февраля 1778 года, которая гласит:
(далее по–каталонски) Имеется печать Кафедрального собора.
|
Маттео Каркасси (1792-1853)
Знаменитый итальянский гитарист и композитор, принадлежавший к славному «Золотому веку гитары». Родился в артистическом городе Флоренции в 1792 году.
С детских лет он упорно занимался гитарой, которой настойчиво посвятил многие годы; начал выступать в 1810 году; благодаря своим исключительным способностям, уже после первых концертов завоевал славу очень хорошего гитариста.
Обладая непоседливым характером и жаждой новых успехов, он предпринимает свое первое зарубежное турне в Германию, а также знакомит публику со своими первыми и основополагающими сочинениями, право издания на которые добивались многие немецкие издательства.
|
|
Фернандо Карулли (1770-1841)
Знаменитый гитарист, сын известного писателя, секретаря в Неаполитанском суде. Карулли родился в Неаполе 10 февраля 1770 года. С началами сольфеджио его познакомил монах, затем он стал заниматься виолончелью, которую позже оставил для занятий гитарой, но столкнулся с серьезной трудностью, заключавшейся в том, что в Неаполе не было хороших преподавателей этого инструмента. Кроме того, не было Руководств для таких занятий. Поэтому мальчик старался создать некоторые варианты и приемы исполнения, которые позже были напечатаны и частично используются в наши дни.
|
Мауро Джулиани (1781-1829)
Знаменитый концертный исполнитель–гитарист и композитор. Родился в Болонье в 1780 году. В детском возрасте занимался скрипкой и флейтой, что его впоследствии привело к гитаре. Для темперамента музыканта–исполнителя на инструментах очень чувствительно, если он не может выразить всего на одном инструменте, эмоции – причину своего вдохновения. Поэтому он оставляет скрипку и флейту, так как ему необходим другой инструмент, который помог бы его самовыражению. Такова причина, побудившая его посвятить себя гитаре, инструменту–оркестру.
|
|
Дионисио Агуадо
(1784 - 1849)
Испанский гитарист-виртуоз, композитор, педагог, автор "Школы игры на шестиструнной гитаре" – капитального труда по обучению игре на гитаре. Переизданная во многих странах "Школа" Агуадо в настоящее время принята как основное руководство в классах гитары многих консерваторий мира.
Творчество Дионисио Агуадо большей частью представлено этюдами и небольшими пьесами, написанными в духе венских классиков (Гайдна, Моцарта, Бетховена и др.) Он прославился не только как виртуозный гитарист, но и как талантливый педагог. В отличие от мягкого и бархатистого исполнения Сора, манеру игры Агуадо отличал светлый, яркий и блестящий звук. Агуадо родился в Мадриде. Воспитывался в церковном колледже. В числе его учителей музыки называют известного испанского гитариста падре Базилио и певца Мануэля Гарсиа, ставшего впоследствии знаменитостью. После смерти своего отца в 1803 году Агуадо отправился в имение близ Аранхуэса, где упорно занимался гитарой и добился виртуозного владения инструментом. В 1818 году он опубликовал в Мадриде "Собрание этюдов для гитары".
|
Таррега Эйксеа Франсиско (1852-1909)
Выдающийся испанский гитарист и композитор. Мы приводим здесь его свидетельство о крещении и свидетельство о смерти.
В воскресенье двадцать первого ноября 1852 года в приходской церкви Вильяреаля епархии Тортоса, провинция Кастельон–де–ла Плана я, нижеподписавшийся, субвикарий этой церкви, торжественно окрестил Франсиско, законного сына супругов Франсиско Таррега, уроженца Кастальона и Антонии Эйксеа, уроженки Кастельон–де–ла Плана. Дед и бабка со стороны отца Сальвадор Таррега и Висента Тирадо из Кастельона; со стороны матери Висенте Эйксеа и Роса Броч из Кастельон–де–ла Плана. Он родился сегодня в четыре часа утра на площади Святого Паскуаля. Крестной матерью была Каталина Томас, которой я объявил, какое родство и какие обязательства налагаются на нее этим актом. Себастьян Брау”.
|
Мигель Льобет
(1878-1938)
Один из важнейших представителей национальной
школы, Мигель Льобет родился в Барселоне, где и начал свое музыкальное образование,
а затем продолжил обучение у Тарреги. Льобет говорил, что не был обыкновенным
учеником, который каждый раз получает задание, чтобы в следующий раз его
проиграть и получить новое.
Иногда он заставал учителя с гитарой в руках
просто сидел с ним тихо и слушал, а потом спешил домой с головой, полной
впечатлений и переживаний, и часто продолжались недели, пока он их перерабатывал.
Он больше воспринимал гитару, чем обучался игре. В 1900 году Льобет дебютировал
на Всемирной выставке в Париже.
|
Федерико Морено-Торроба
родился в Мадриде
в 1891 году в семье музыкантов. Первым учителем мальчика был его отец Хосе
Морено Баллестерос – талантливый органист и дирижёр, под управлением которого
исполнялся балет Мануэля де Фальи «Любовь-колдунья» (впоследствии этот балет
исполнялся уже под управлением Федерико Морено Торробы) Блестяще завершив
Мадридскую консерваторию по классу композиции Конрадо дель Карпьо, Морено-Торроба
создаёт ряд симфонических сочинений, принёсших ему известность, - «Картины»
(под впечатлением Веласкеса и Гойи), симфонические поэмы «La Ajorca de Oro»
(1918) и «Soraida» (1919), сочинения для скрипки с оркестром «Capricho Romantico».
В Испании популярна его лирическая комедия «Луиза Фернанда».
|
|
Андрес Сеговия
(1893-1987) – выдающийся испанский гитарист и педагог. В детстве обучался игре на фортепиано, скрипке и виолончели, одновременно с этим самостоятельно изучал игру на гитаре. Помогало ему слушание народной музыки, игра фламенко и изучение нотной литературы. В 1909 году состоялся первый концерт Сеговии, но мировая слава пришла к нему в 1924 году, после концерта в Париже. Игра А. Сеговии отмечена исключительным виртуозным мастерством, глубиной интерпретаций; он расширил технические и выразительные возможности гитары, ввёл в репертуар классическую и современную музыку (многие произведения в собственных обработках), поднял гитарное исполнительство на высокий художественный уровень. Для Сеговии написаны и посвящены ему сочинения Х. Турины, Х. де Манена, А. Русселя, М. Кастельнуово-Тедеско, С. Скотта, Э. Вила- Лобоса, А. Тансмана и др.
Сеговия один из немногих концертантов, в игре которого критики не могли обнаружить недостатков. Наоборот, каждое последующее выступление артиста выявляло новые достоинства его игры, что связывается как с его выдающимся талантом, так и с напряженной ежедневной работой по совершенствованию своего мастерства.
|
Эмилио Пухоль (1886 - 1980)
(Pujol Villaruby, Emilio) - известный испанский педагог, гитарист, музыковед, автор пятитомной школы "Рациональный метод игры на гитаре". Был профессором гитары и виуэлы в консерваториях Лиссабона и Барселоны. Пухолю, более чем кому-либо из учеников Тарреги, удалось передать сущность метода учителя, обогатив его собственным педагогическим опытом. Его "Школа" (Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М., Сов. композитор, 1978) в несколько сокращенном виде была издана в СССР.
Он родился в местечке Гранаделья провинции Лерида. Один из наиболее известных испанских музыкантов и гитаристов. Ученик Тарреги. Заниматься с Таррегой он начал в 14 лет, когда поступил в Консерваторию музыки в Барселоне. Свои музыкально-теоретические познания Пухоль углубляет, занимаясь у композитора И. Кампо и органиста В. Жиберта.
|
|
Эйтор Вила-Лобос (1887 – 1959)
(Heitor Villa-Lobos) Рио-де-Жанейро, – выдающийся бразильский композитор, знаток музыкального фольклора, дирижер, педагог. Брал уроки у Ф. Браги. В 1905-1912 годах путешествовал по стране, изучал народный быт, музыкальный фольклор (записал свыше 1000 народных мелодий). С 1915 года выступал с авторскими концертами.
В1923-30 гг. жил преимущественно в Париже, общался с французскими композиторами. В 30-х годах провел большую работу по организации в Бразилии единой системы музыкального образования, основал ряд музыкальных школ и хоровых коллективов. Эйтор Вила-Лобос является автором специальных учебных пособий («Практическое руководство», «Хоровое пение», «Сольфеджио» и др.), теоретического труда «Музыкальное воспитание».
|
Августин Барриос (1885-1944)
(Мангори) (Agustin Barrios Mangore) – гениальный парагвайский гитарист-виртуоз, значение которого в полной мере было оценено спустя почти 50 лет после его смерти. Родился в семье музыкантов, в которой помимо Августина было еще семеро детей. Очень рано начал играть на гитаре. Первым учителем был Густаво Эскальда, который ввел юного гитариста в мир музыки Сора, Тарреги, Агуадо и других композиторов, чьи произведения составляли основу традиционного гитарного репертуара. В 13 лет, отмечая замечательную одаренность ребенка, уже проявившуюся во многих областях (он прекрасно рисовал, обладал удивительными математическими способностями и литературным талантом), его направили на учебу в Национальный колледж в Асунсьоне.
|
|
Мария Луиза Анидо (1907 – 1996)
(Maria Luisa Anido) - замечательная аргентинская гитаристка, композитор и педагог. Родилась в городе Морон недалеко от Буэнос-Айреса, Аргентина. Ученица Доминго Прата и Мигеля Льобета. Во всем мире ее называли 'гитарной леди' (The Lady of the Guitar), а для друзей она была просто 'Мимита'. Музыкальный талант Анидо проявился очень рано, о ней говорили как о чудо-ребенке: уже в 10 лет Мария Анидо исполняла Этюд № 22 А major Наполеона Коста. В 1925 году стала выступать в дуэте с М. Льобетом, с успехом гастролировавшим в Латинской Америке. В 1952 году состоялся ее сольный концерт в Лондоне в знаменитом концертном зале Уигмор-Холл; затем последовали гастрольные поездки по странам Европы. В 60-х - 70-х годах жила в Италии и Испании (Барселона).
|
Кодина Хосе Брока (1805-1882)
Испанский гитарист и композитор, Родился в Реусе, провинция Таррегона 21 сентября 1805 года. С детских лет проявил ярко выраженную склонность к музыке, поэтому отец отдал его обучаться сольфеджио с маэстро местной часовни и петь в том же приходе во время религиозных церемоний. С детских лет он стал отдавать предпочтение гитаре. В первые годы он играл на ней по интуиции; позже, овладев сольфеджио, он серьезно занимался по "Школе игры" Агуадо.
Хотя Брока был самоучкой, в юности он взял несколько уроков у самого Дионисио Агуадо, которые открыли ему новые горизонты и завершили его формирование как артиста. Изыскано исполнял самые трудные сочинения Сора, музыке которого он поклонялся. Наряду с прекрасной техникой он обладал изысканным вкусом.
|
|
Ферранти Марк Аврелий де Дзани (1802-1878)
Концертный исполнитель–гитарист и композитор. Родился в Болонье 6 июля 1802 года. Он из семьи жителей Венеции по фамилии Дзани. Учился в Люкке, где блестяще продемонстрировал врожденный талант. Очень маленьким он владел несколькими языками и был поэтом–вундеркиндом. Он попал на один из концертов Паганини, и с этого времени проснулась в нем страсть к музыке: концерт стал для него откровением. Он стал брать уроки у скрипача Джерли, сына, у которого занимался два года, делал быстрые и значительные успехи. Уже в шестнадцать лет обещал стать выдающимся скрипачом, но насколько же были удивлены все, когда он вдруг оставил скрипку, для того, чтобы заняться гитарой, на которой он очень быстро показал свой талант и владение инструментом, участвуя в концертах в больших городах Центральной Европы, где его считали великим исполнителем.
|
Бартоломе Калатаюд (1882-1973)
(Bartolome Calatayud) - испанский композитор и гитарист. Бартоломе (Бартоломей) Калатаюд родился в 1882 году на испанском острове Мальорка (Майорка), самом большом из Балеарских островов, расположенном в Средиземном море. Заниматься игрой на классической гитаре начал в раннем детстве под руководством Антонио Местреса (Antonio Mestres). Изучал также гармонию и композицию у известного местного музыковеда и композитора Антонио Ногера (Antonio Noguera). Во время пребывания в испанской континентальной провинции Валенсия познакомился с Франсиско Таррегой и брал у него уроки. Выступал с концертами в Испании, Франции, Швейцарии, Португалии и Алжире, а также в составе испанских музыкальных коллективов гастролировал по Южной Америке.
|
|
Анхель Вильольдо (1861 - 1919)
Аргентинский композитор и гитарист. Принадлежал к старой гвардии, куда входили Луис Ронкальо, Бевилакуа, братья Посадас и Педро М.Кихано. Был президентом «Хунты малого права», общества, созданного в Буэнос–Айресе в начале века для защиты авторского права композиторов. Вильольдо – создатель известного танго «Зеленый початок кукурузы», которое удостоилось чести поехать в Париж, где ему аплодировали все французы со всего света, как тем, кто танцевал танго «в городе света». Другие его знаменитые танго – «Серенада» и «Осторожно, когда тебе 50».
|
Луиджи Леньяни (1790 - 1877)
(Luigi Rinaldo Legnani). Выдающийся гитарист. Родился в Италии, в Феррари 7 ноября 1790 г. На инструменте он творил чудеса и восхищал публику, был великим артистом. Передавал свои чувства через гитару в тесном контакте со слушателем. Как композитора его имя обессмертил опус 20 из 36 каприччио, этюдов. Некоторые исследователи грешили против истины в вопросах, связанных с этим выдающимся человеком в мире гитары.
В восьмилетнем возрасте он с родителями переезжает в Равенну, где через некоторое время начинает заниматься музыкой. Он изучил несколько музыкальных инструментов, но любимым была гитара, которой он всегда уделял больше внимания. В Равенне он прожил до 38 лет.
|
|
Тольса Карлос Гарсия (1858 - 1905)
Испанский гитарист, бандурист и композитор. Родился в Хеллине, провинция Альбасете, 25 ноября 1858 г. Родителей его звали Модесто и Долорес. В 19–летнем возрасте начал занятия гитарой со своим дядей, известным исполнителем на гитаре и на бандурии, слепым музыкантом «Слепцом из Хеллина».
Через год, в 1872 г. молодого Карлоса посылают в Мадрид для обучения в средней школе, где он сочетает учебу с занятиями на своем любимом инструменте во время приездов Хулиана Аркаса, большого друга своего дяди. Писали, что Гарсия несколько лет учился у этого артиста; проследив жизненный путь обоих, мы не можем сделать вывод, где это происходило, по крайней мере исходя из прошлых сообщений. Также считается, что Карлос был любимым учеником маэстро до такой степени, что при смерти Аркас сказал: «Карлос, я оставляю гитару в твоих руках». Аркас умер в Антекере в Испании 16.02. 1882 г., когда Гарсия Тольса уже около трех лет находился со «Студенческим музыкальным кружком Фигаро» на гастролях в Европе, а затем в Америке.
|
Гаспар Санз (1640-1710) родился 4 апреля
1640 года в местечке Calanda провинции Арагон, с юного возраста его называли
ещё и Гаспаром. Сведений о нём сохранилось немного, хотя он и был знаменитым
испанским гитаристом, жившем при дворе короля Филиппа IV и его сына дона
Хуана Австрийского. Санз обучался музыке, философии и теологии в саламанкском
университете, углубив свои знания обучением в Неаполе. В Испании, Санзом,
были изданы три коллекции табулатур испанской музыки (1674, 1675 и 1697).
К счастью эти его сочинения сохранились.
Книга Санза «Instruction de Musica sobre
la guitarra Espanola», впервые изданная в Сарагосе в 1674 году, представляет
собой методические рекомендации по игре на гитаре с пятью рядами струн
и содержит многочисленные пьесы для гитары, - это танцы и фантазии, в
том числе Фолия и сарабанда.
Санз олицетворяет то время, когда
гитара уже вышла из тени и получила повсеместное распространение в Испании
и за рубежом, особенно во Франции. Но для наследия Санза это не явилось
положительным фактором. После того, как в 1710 году в Мадриде композитор
завершил свой жизненный путь, его музыка постепенно была предана забвению.
Однако Санз принадлежит к тем старым мастерам, чьё наследие нашло отражение
в творчестве современных композиторов. Для Санза таким композитором явился
Хоакин Родриго. Прославил же произведения Санза и Родриго - Рыцарь гитары
Андрес Сеговия.
|
Исаак Альбенис (1860-1909)
После Сора и его современника Дионисио Агуадо
наступил пятидесятилетний период упадка гитарного искусства. Это был трудный
период испанской национальной культуры. Лишь в конце XIX века началось возрождение,
во главе которого стояли прогрессивные деятели литературы, поэзии, музыки,
живописи - так называемое поколение 98 года.
Именно в это время Исаак Альбенис, а вслед за ним и Энрике Гранадос создали
первые образцы испанской классической музыки - фортепианные пьесы - сплав
народного искусства с высоким профессиональным мастерством.
|
|
| |
|
|
|