|
|
Страница классической гитары |
|
Классики гитары |
Эйтор Вилла-Лобос (1887-1959) |
Эйтор Вилла-Лобос — бразильский композитор,
гитарист. Он останется одной из великих фигур современной ему музыки и величайшей
гордостью страны, которая его породила”. Это мнение Пабло Казальса о бразильском
композиторе Эйторе Вилла-Лобосе (1887—1959) разделяли многие выдающиеся
музыканты XX века; среди которых были Шарль Мюнш и Леопольд Стоковский.
Основоположник бразильской национальной музыки,
автор “Шоро” и “Бразильских бахиан”, симфоний и опер, камерных сочинений
и балетов, фольклорист и дирижер, инициатор учреждения и первый президент
Бразильской музыкальной академии, — всем этим далеко не исчерпывается значение
Вилла-Лобоса в мировой культуре. Основа его творческой деятельности — блестящее
знание очень сложного по составу бразильского фольклора (где слились элементы
индейской, африканской, испано-португальской и других европейских музыкальных
культур) и осознанный выбор национального направления. Вилла-Лобос в лучших
своих произведениях дал обобщенный и поэтичный образ Бразилии, не впадая
в экзотику и избежав элементарного национализма. Вместе с тем творчество
его — колоритное, оригинальное — обладает огромной силой художественного
воздействия.
“Пробой пера” семнадцатилетнего Эйтора была
пьеса для гитары, В 1908 году для гитары же написана “Бразильская сюита”,
в 1920 — “Шоро № I", в 1939—Прелюдии, в 1951—Концерт, посвященный А.
Сеговии, другие пьесы.
Два цикла — “5 прелюдий” и “12 этюдов” — для
гитары соло представляют собой замечательный вклад Вилла-Лобоса в мировую
гитарную литературу. Вероятно, потому, что для Бразилии гитара — традиционно
народный инструмент, Вилла-Лобос избегает в них откровенно национальной
окраски. Напротив, здесь ощущается “универсалистская” ориентация, что отразилось
даже в названиях, достаточно абстрактных для Вилла-Лобоса последовательно
программного композитора. И если в “Прелюдиях” бразильское начало уже представлено
в обобщенно-романтическом стиле, то “Этюды”, значение которых выходит далеко
за чисто академические рамки и которые являются произведениями трансцендентной
технической сложности, еще больше подчеркивают статус гитары как общенационального
концертного инструмента.
|
|
|
|