|
|
Страница классической гитары |
|
Классики гитары |
Андрес Сеговия (1893-1988) |
Андалузия. Город Линарес. Улица Хосе Антонио.
Дом, в котором родился Сеговия, не сохранился. На его месте построено большое
четырёхэтажное здание. На прикреплённой к нему мраморной доске читаем: «В
этом доме 21 февраля 1893 года родился гениальный гитарист Андрес Сеговия
Торрес, выдающийся сын города Линарес, 1968».
Через несколько недель семья переехала в Хаэн.
Замечательное искусство импровизации народных гитаристов Андалузии и самобытная
культура этой древней земли очень повлияли на его мироощущение.
В 1915 году Сеговия познакомился с гитаристом
Мигелем Льобетом, благодаря которому ему удалось дать концерт в Барселоне
в январе 1916 года. Однако, гитару не стремились впускать в большие залы.
Она не была популярным инструментом, и все считали, что сила ее звука недостаточна,
и ее просто не будет слышно в большом помещении.
Поворотом в судьбе гитары стал концерт во
Дворце камерной музыки "Палау" в Барселоне, где Сеговия, наконец,
получил разрешение выступить. Красота звучания акустической гитары буквально
околдовала слушателей.
Дальнейшим успехам Сеговии способствовала
атмосфера Ренасимьенто, движения за возрождение народных традиций в музыке
и культуре Испании. В течение последующих шести лет гитарист завоевал признание
своему инструменту не только в концертных залах Мадрида и Барселоны, но
и в других городах Испании. К этому нужно добавить успех двух гастрольных
поездок в Южную Америку в 1919 и 1921 годах.
Основная проблема, которую стремится решить
Сеговия - это создание оригинального профессионального репертуара. Он завязывал
творческие контакты с другими музыкантами и лично обращался с просьбами
ко многим композиторам. Мануэль де Фалья, откликнувшись на его просьбу,
написал пьесу "Памяти Дебюсси". Федерико Морено Торроба - танцы,
ноктюрны, пьесы, прелюды, "Кастильскую сюиту", "Кастильский
концерт". В 1919 году Сеговия сделал транскрипцию фортепьянной пьесы
Альбениса "Легенда", которую ожидало действительно легендарное
будущее.
20-е годы стали временем рождения новой эпохи
в гитарном искусстве и началом мирового признания Сеговии. Каждое выступление
Сеговии воспринималось как чудо, как открытие нового. Он стремился преодолеть
стереотипы и утвердить гитару в качестве солирующего инструмента.
Андрес Сеговия и гитара покоряют Париж, Лондон,
Буэнос-Айрес. В 1928 году, в день, когда должен был состояться седьмой концерт
в Буэнос-Айресе, в тот же час напротив давал концерт всемирно известный
пианист Артур Рубинштейн, на всех предыдущих выступлениях которого, как
и на концертах Сеговии, залы были переполнены. Но опасения по поводу "дуэли"
гитары с фортепьяно были напрасны: постоянно висящие таблички у залов, где
выступали Рубинштейн и Сеговия, сообщали: "свободных мест нет".
Если в 20-е годы имя великого гитариста связывали
с рождением нового искусства, то в 30-е его можно было с полным основанием
назвать создателем гитарного искусства ХХ века. Его благородной целью было
возвысить гитару, а достойное место гитаре мог обеспечить только высокохудожественный
профессиональный репертуар. Сеговия не прекращал поиски новых сочинений,
обращаясь к разным композиторам. На его просьбы откликнулись Морено Торроба,
Пабло Казальс, Хоакин Родриго, Федерико Момпу, Гаспар Кассадо, Мануэль Понсе,
Вила Лобос и многие другие композиторы Европы и Америки. Многие до встречи
с Сеговией не сочиняли для гитары.
Благодаря Сеговии в большинстве консерваторий
и музыкальных училищ мира был введен класс гитары. С 1955 года он занимался
с учениками в живописном итальянском городе Сиене, а затем преподавал в
Сантьяго-де-Компостела, средневековом городе в Испании (в Галисии), где
для развлечения богатых туристов с 1958 года стали устраиваться двухнедельные
фестивали, названные "Музыка в Компостела", основной целью которых
была пропаганда испанской старинной и современной музыки. Организаторы фестиваля
привлекли к участию в них и Сеговию, который стал проводить здесь занятия
с учениками. Помещение, где они проводились, - большой зал с каменными сводами,
- напоминало церковь или монастырь. Тишина, суровая архитектура феодального
замка с его внутренними двориками, благоухающими розами, стенами, покрытыми
вьющимся виноградом. В этой обстановке каждое указание авторитетного музыканта
воспринималось с почти религиозным трепетом, а занятия запоминались на всю
жизнь.
|
|
|
|