|
 |
Страница классической гитары |
 |
История гитары в России |
Автор
статьи Евгений Дмитриевич Ларичев - один из самых ярких пропагандистов не
только классической гитары, но и человек, внесший огромный вклад в развитие
гитарного искусства в России. На его переложениях народной музыки выросло
поколение гитаристов и продолжает расти надежда русской гитарной школы.
Бесчисленное количество его статей, составлений и других трудов дают основание
полагать, что еще бы пару Ларичевых и Россия оказалась бы в числе признанных
мировых гитарных стран, к которому она принадлежит по праву. |
Богата и самобытна история гитары в России.
В своем развитии она прошла примерно тот же путь, что и в других странах.
Русский историк Н. Карамзин писал, что еще VI в. н. э. Славяне играли на
кифаре и гуслях и не расставались с этими инструментами даже в военных походах.
Была известна в России и четырехструнная гитара.
В 1769 г. академик Штелин пишет о появлении в Москве и Петербурге (в период
царствования императрицы Елизаветы), итальянской гитары. Эта гитара была
пятиструнной. Для нее издавались специальные журналы, включающие в себя
как сольные, так и ансамблевые пьесы.
В конце XVIII в. в России появляется шестиструнная
гитара. В начале XIX в. она становится модным инструментом и привлекает
к себе поклонников из великосветского общества.
Появляются первые школы игры на этом инструменте.
Старейшей школой, изданной в России, является "Усовершенствованная
гитарная школа для шести струн, или руководство играть самоучкою на гитаре"
Игнатия фон Гельда. Она вышла в начале XIX в. на русском и немецком языках.
Тогда же в Петербурге издаются "Этюды"
и "Четыре сонаты для фортепиано и шестиструнной гитары" П. Гальяни,
известного исполнителя и педагога, "Новый журнал для шестиструнной
гитары" А. Березовского, "Концерт для шестиструнной гитаре с сопровождением
оркестра" композитора Ашанина (1815г.).
В 1821-1823 гг. в Москве и Нижнем Новгороде
были открыты "Музыкальные академии", в которые принимались юноши
и девушки для обучения игре на гитаре.
Появляются выдающиеся русские исполнители
на этом инструменте: Марк Данилович Соколовский (1818-1883) и Николай Петрович
Макаров (1810-1890).
Большой вклад в развитие российского гитарного
искусства внесли П. Петтолети (ок. 1800-1875), И. Деккер-Шенк (1826-1899),
И. Клингер (ум. 1897), Ю. Штокман (1839-1905), В. Лебедев (1867-1907), Ю.
Дьяков (1840-ок. 1910) и другие.
Названные гитаристы были известными исполнителями
и педагогами, авторами школ и самоучителей, оригинальных сочинений, обработок
и переложений для шестиструнной гитары.
Во второй половине XIX столетия наступает
упадок гитарного искусства, коснувшийся как стран Западной Европы, так и
России.
На несколько десятилетий гитара была отодвинута
на второй план, и только к концу XIX в. она вновь начинает завоевывать симпатии
и признание широкой общественности.
Новое поколение гитаристов-виртуозов и композиторов продолжило лучшие классические
традиции и подняло гитарное искусство на невиданную до этого времени высоту.
|
|
|
|