Российские гитаристы |
Никита Арнольдович Кошкин (1956) |
Никита Арнольдович Кошкин, русский композитор и гитарист. Родился в Москве 28 февраля 1956 года. К классической гитаре пришел через увлечение рок-музыкой: его фаворитами были группы YES и Led Zeppelin. В школьные годы начал самостоятельно изучать гитару, вместе с друзьями организовал в школе ансамбль. В 14 лет, решив овладеть инструментом в совершенстве и продолжить обучение профессионально, поступил в музыкальную школу. Занятия классической гитарой оттеснили увлечение роком на второй план, и Никиту полностью захватил мир новой для него гитары. После двух лет занятий в музыкальной школы, продолжил изучение гитары и композиции в музыкальном училище им. Октябрьской Революции. Его педагогом по гитаре в то время был Георгий Иванович Еманов. По окончании училища три года работал в музыкальной школе, в которой сам в свое время начинал учиться музыке. В музыкальный институт им. Гнесиных поступил только со второй попытки в 1980 году (класс Александра Фраучи). О двух попытках поступления в Гнесинку сам Никита Арнольдович рассказал следующее:
"...Когда, усилиями энтузиастов и общества гитаристов, решение об открытии класса гитары в институте имени Гнесиных было пробито через высшие инстанции (т.е. Министерство культуры), в институт было спущено распоряжение отдать часть часов под класс гитары. Для преподавателей домры, балалайки и прочих народных инструментов это означало отдать часть зарплаты и лишиться пары студентов, поступление которых было уже гарантировано каким-то образом. Не берусь судить, каким, но это так. Отменить распоряжение Минкульта или проигнорировать его они не могли. Тогда было решено "прокатить" всех гитаристов разом и избежать таким образом открытия класса гитары в 1979 году. Что и было сделано. Я был среди абитуриентов. Программа моя была та же, что и годом позже, когда я получил все отличные оценки. Но в первый раз мне не только не давали толком играть, но просто издевались надо мной, как и над всеми другими абитуриентами: останавливали, потом просили начать с начала, затем – наиграть последнюю пьесу в программе, затем опять первую. Я не смог сыграть больше десяти тактов из каждой пьесы. Тоже проделали с другими. И всем поставили оценки "ДВА". То есть – прокатили. Я был потрясён таким отношением... Считаю, что всё это – комплекс народников, которого у гитаристов классиков нет, а вот у семиструнников он тоже есть. И поэтому они всё пытаются доказать, что семиструнная гитара лучше шестиструнной, хотя это совершенный нонсенс. Причём, доказывают они это исключительно на бумаге, вместо того, чтобы выходить на сцену и играть. Единственная играющая семиструнница – Ася Бардина, так для неё обе гитары равны и одинакого употребимы. Так что первое моё поступление было весьма шокирующим, но поучительным.
Второе поступление состоялось на следующий 1980 год. В этот раз на экзамены пришёл контролёр из Министерства культуры, который всех слушал и сидел на обсуждении, контролируя результаты и их объективность. Видимо, благодаря ему я получил "ОТЛИЧНО" и двинулся дальше по пути вступительных экзаменов. Тогда их, кстати, было девять: специальность, дирижирование, гармония, сольфеджио, коллоквиум, фортепиано, русский, литература, история.
Так как я сдал экзамены лучше всех – можно считать меня первым студентом класса гитары Гнесинского института, тем более, что выпускные я тоже сдал лучше всех. Вот и выходит, что я ещё и первый выпускник..."
После института вернулся в училище, но уже в качестве преподавателя. В настоящее время работает в Московской государственной классической академии им. Маймонида.
Свою первую пьесу сочинил сразу как только начал ориентироваться в нотах, с тех пор, по словам самого музыканта, он уже не разделял занятия композицией и гитарой и в его понятии это всегда было взаимосвязано. В свои возможности как композитора Никита Кошкин всерьез поверил после первого исполнения его пьес, "Пассакалии" и "Токкаты", Владимиром Микулкой в Лондоне 2 июня 1978 года. После этого, прочитав отзыв о дебюте, он понял, что его музыка наконец-то оценена и принята. До этого он играл свои пьесы только сам, и его отношения с достаточно консервативной отечественной гитарной публикой были первоначально сложными: большинство произведений принималось в штыки, а сам музыкант был причислен к авангардистам. Впрочем сам Кошкин себя таковым не считал и говорит об этом следующим образом: "Авангардом я не занимался, я считал себя продолжателем традиций, обращенным в сторону классики, а что касается того новаторства, которое я использовал, так это было естественным процессом использования найденных приемов на гитаре в своих пьесах. Открытые для меня новые красочные возможности более полно подчеркивали образную характеристику музыки, В этой связи была написана сюита "Игрушки принца" (1974 год), которую в последние шесть лет я несколько раз переделывал".
Сюита "Игрушки принца" (Принц капризничает - Заводная обезьяна - Кукла с закрывающимися глазами - Игра в солдатики - Карета Принца - Финал: Большой кукольный танец) пользуется огромной популярностью и входит в репертуар многих именитых исполнителей.
Кроме гитары Никита Кошкин пишет музыку и для других инструментов. У него есть несколько пьес для фортепиано, несколько романсов для голоса и фортепиано, а также музы-ка для гитары с другими инструментами: большая соната для флейты с гитарой, трио для флейты, скрипки и гитары; цикл пьес для меццо-сопрано и гитары, сочинения для дуэта и трио гитар, для дуэта гитар и контрабаса. Произведения Кошкина исполняли Джон Вильямс, гитарный дуэт братьев Ассад, Загребское и Амстердамское гитарные трио.
Кошкин очень много выступает и часто выезжает на гастроли как по России, так и в зарубежные страны. В 1989 г. в Голландии состоялся его дебют в зале Концертгебау, одном из самых престижных залов Европы, где он играл авторский сольный концерт (во втором отделении его музыку исполняло Амстердамское трио). После этого выступления последовали предложения на серию концертов по Голландии. Несколько раз был во Франции, впервые – на гитарном фестивале в Лиможе. Выступал в Великобритании и США. В 1997 г. находясь по приглашению американского гитарного общества в Соединенных Штатах записал первый CD-диск.
Играл на гитарах "Ямаха", "Мацуока", "Коно", сейчас предпочитает инструмент мексиканского мастера Дионисио Васкеса. Это десятиструнная гитара, подаренная ему лигой мексиканских композиторов. Как объяснил в своем интервью Никита Кошкин, "они устраивали у себя нечто вроде конкурса композиторов, пишущих для гитары, где я, к своей неожиданности, завоевал главный приз - эту самую гитару. Должен сказать, что играть на ней сложнее, чем на обычной гитаре, она требует значительно больших усилий. Однако, я так увлекся ею, что сейчас не представляю себя без нее. Она обладает более богатыми возможностями.
Никита Кошкин имеет титул одного из самых печатаемых на сегодняшний день композиторов. Его произведения вызывают интерес у любителей гитарной музыки многих стран мира. Параллельно с композиторской работой и концертной деятельностью музыкант находит время для преподавания. Его необычная манера игры и новые приемы в музыке стабильно привлекают внимание множества слушателей.
|