Основоположником гитарного искусства в России до сего
времени
считался А. О. Сихра. Его современник, автор первой печатной работы
по истории русской семиструнной гитары М. А. Стахович писал о нем,
как об "изобретателе" такой гитары. При этом он указывал,
например, на такие подробности, записанные им в 1840 году, что «Сихра
в первый раз сделал опыт устройства семиструнной гитары в Вильно в
конце 1790 годов, а усовершенствовал ее в Москве».
Одновременно Стахович отмечал, что Сихра
«играл также на шестиструнной гитаре и, будучи одарен сильным музыкальным
талантом и достигши степени виртуоза на арфе, он в конце прошлого
столетия, быв в Москве, придумал сделать из шестиструнной гитары инструмент
более полный и более близкий арфе по арпеджиям, а вместе и более мелодический,
нежели арфа, и привязал седьмую струну к гитаре; вместе с тем изменил
он ее строй, дав шести струнам группу двух тонических аккордов в тоне
G-dur.. ».
Утверждение Стаховича, что Сихра был
изобретателем семиструнной гитары и создателем ее соль-мажорного строя
повторялось на протяжении всего XIX века.
Так, например, в конце XIX века А. С. Фаминцын
писал: «В конце 1790-х годов, в Вильне, виртуоз на арфе, прославившийся
впоследствии как гитарист, Андрей Осипович Сихра сделал попытку к
усовершенствованию вошедшей в то время в употребление шестиструнной
гитары, прибавив к ней седьмую струну; он изменил, соответственно
тому, строй ее, следующим образом приблизив ее по арпеджиям к специальному
своему инструменту — арфе».
Посвятивший в своей работе о Сихре
целую главу, названную «Кто изобрел русскую семиструнную гитару»,
В. А. Русанов, основываясь на сведениях, сообщаемых в «Толковом
словаре живого великорусского языка» В. И. Даля о семиструнной «польской»
гитаре и применении в 1806 году в Германии семиструнной гитары гитаристом
Шейдлером, приходит к выводу, что «прибавление седьмой струны в
России А. О. Сихрою, в то время как семиструнная гитара была и за
границей, не имеет исторического основания».
Одновременно он отрицает за Сихрою
и роль создателя соль-мажорного строя семиструнной гитары, так как
такая гитара использовалась в России еще до появления Сихры в Москве,
относящегося, по имевшимся у Русанова данным, к 1805 году (издание
сонаты для семиструнной гитары И. Каменского в 1799 г. и др.).
Правильность соображений, высказанных
Русановым, подкрепляется одним объявлением на французском языке,
помещенным в газете «С.-петербургские ведомости» (1803, № 37). В
этом объявлении петербургский гитарист Ганф предлагал желающим свои
услуги по преподаванию игры на семиструнной гитаре со строем
Утверждая,
что именно этот строй облегчает игру на гитаре, допускает всю полноту
гармонии в аккомпанементе, он ссылался на изменения, происходившие
с семиструнной гитарой во Франции, где рекламируемый им «новый»
строй был якобы признан наилучшим. В подтверждение своих слов Ганф
ссылался на статью Шейдлера в «Лейпцигской музыкальной газете» (1801,
№ 4). Вскоре, в 1805 году, Ганф выпустил собственную Школу игры
на семиструнной гитаре, но пропагандировавшийся им «французский»
строй, видимо, не встретил сочувствия у русских гитаристов.
Развенчивая Сихру как основоположника
русской семиструнной гитары, Русанов утверждал, что, несмотря на
наличие предшественников, Сихра «с гениальной прозорливостью ухватился
за этот строй и разработал и основал образцовый метод игры на этом
инструменте».
Это положение, высказанное Русановым,
повторяется во всех дальнейших работах о гитаре в России. Однако
при внимательном изучении исторических материалов оно также не выдерживает
критики. Не будучи ни изобретателем семиструнной гитары, ни создателем
ее соль-мажорного строя, Сихра не был и зачинателем методики игры
на семиструнной гитаре этого строя.
Несомненно, что распространение
гитары было подготовлено всем ходом развития русской музыкальной
культуры, но первым, кто может претендовать на значительную роль
в пропаганде семиструнной гитары, был автор первой русской Школы
игры на этой гитаре - чешский гитарист и композитор Игнац Гельд.
Этот музыкант в настоящее время забыт, но чешские источники начала
XIX века указывают, что его многочисленные сочинения пользовались
в России при его жизни признанием и любовью.
|