Гитара - струнный щипковый инструмент из семейства лютневых.  
ГЛАВНАЯ ПОИСК КАРТА КОНТАКТ ENGLISH
  
Сейчас посетителей на сайте: 7
 
 
Информационный сайт лютневой и гитарной музыки
 
Русская семиструнная гитара
Предисловие

Пожалуй самый загадочный своей историей инструмент. Много споров, но никто толком не может объяснить его двухсотлетнюю историю. Кто же был основоположником этого инструмента?, истоки возникновения? и т.д. Очевидно лишь одно: ее небывалая популярность в нашей стране (в прошлом), но как и многие другие "русские достояния" к сожалению, забыта и все больше и больше уходит в лету. И этому есть причины.
Надеемся, что эта страница расставит все точки над "и" и будет способствовать возрождению этого замечательного инструмента.
Вы узнаете исчерпывающую историческую информацию об этом инструменте, найдете самоучители, школы и пособия как для начинающих, так и опытных гитаристов. Ну и, конечно же, найдете большое количество нот.

   Самый животрепещущий вопрос - "Кто изобрел русскую семиструнную гитару?" Ответ можно найте не в современности, а в исторических справках. Обратимся к книге 1961г., когда семиструнная гитара была на пике популярности.
     Далее фрагмент книги "Гитара в России"  Б. Вольмана
Кварт-гитара работы А.Штауфера Терц-гитара работы В.Климова
   Основоположником гитарного искусства в России до сего времени 1961 год (прим. админа) считался А. О. Сихра. Его современник, автор первой печатной работы по истории русской семиструнной гитары М. А. Стахович писал о нем, как об "изобретателе" такой гитары. При этом он указывал, например, на такие подробности, записанные им в 1840 году, что «Сихра в первый раз сделал опыт устройства семиструнной гитары в Вильно в конце 1790 годов, а усовершенствовал ее в Москве». М. А. Стахович. Очерк истории семиструнной гитары. СПб., 1864, 
              стр. 30.
     Одновременно Стахович отмечал, что Сихра «играл также на шестиструнной гитаре и, будучи одарен сильным музыкальным талантом и достигши степени виртуоза на арфе, он в конце прошлого столетия, быв в Москве, придумал сделать из шестиструнной гитары инструмент более полный и более близкий арфе по арпеджиям, а вместе и более мелодический, нежели арфа, и привязал седьмую струну к гитаре; вместе с тем изменил он ее строй, дав шести струнам группу двух тонических аккордов в тоне G-dur.. ». Очерк истории семиструнной гитары. СПб., 
              1 М. А. Стахович. 1864, стр. 3.
      Утверждение Стаховича, что Сихра был изобретателем семиструнной гитары и создателем ее соль-мажорного строя повторялось на протяжении всего XIX века. Нередко то же утверждалось и в работах советских 
              музыковедов.
     Так, например, в конце XIX века А. С. Фаминцын писал: «В конце 1790-х годов, в Вильне, виртуоз на арфе, прославившийся впоследствии как гитарист, Андрей Осипович Сихра сделал попытку к усовершенствованию вошедшей в то время в употребление шестиструнной гитары, прибавив к ней седьмую струну; он изменил, соответственно тому, строй ее, следующим образом приблизив ее по арпеджиям к специальному своему инструменту — арфе». А. С. Фаминцын. Домра и сродные ей 
              инструменты русского народа. СПб., 1891, стр. 195, 196.

     Посвятивший в своей работе о Сихре целую главу, названную «Кто изобрел русскую семиструнную гитару», В. А. Русанов, основываясь на сведениях, сообщаемых в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля о семиструнной «польской» гитаре и применении в 1806 году в Германии семиструнной гитары гитаристом Шейдлером, приходит к выводу, что «прибавление седьмой струны в России А. О. Сихрою, в то время как семиструнная гитара была и за границей, не имеет исторического основания». В. А. Р у с а н о в ; Гитара и гитаристы, 
              вып. 2. М., 1901, стр. 23.
     Одновременно он отрицает за Сихрою и роль создателя соль-мажорного строя семиструнной гитары, так как такая гитара использовалась в России еще до появления Сихры в Москве, относящегося, по имевшимся у Русанова данным, к 1805 году (издание сонаты для семиструнной гитары И. Каменского в 1799 г. и др.).
     Правильность соображений, высказанных Русановым, подкрепляется одним объявлением на французском языке, помещенным в газете «С.-петербургские ведомости» (1803, № 37). В этом объявлении петербургский гитарист Ганф предлагал желающим свои услуги по преподаванию игры на семиструнной гитаре со строем



Большая гитара работы М. Ерошкина     Утверждая, что именно этот строй облегчает игру на гитаре, допускает всю полноту гармонии в аккомпанементе, он ссылался на изменения, происходившие с семиструнной гитарой во Франции, где рекламируемый им «новый» строй был якобы признан наилучшим. В подтверждение своих слов Ганф ссылался на статью Шейдлера в «Лейпцигской музыкальной газете» (1801, № 4). Вскоре, в 1805 году, Ганф выпустил собственную Школу игры на семиструнной гитаре, но пропагандировавшийся им «французский» строй, видимо, не встретил сочувствия у русских гитаристов.
      Развенчивая Сихру как основоположника русской семиструнной гитары, Русанов утверждал, что, несмотря на наличие предшественников, Сихра «с гениальной прозорливостью ухватился за этот строй и разработал и основал образцовый метод игры на этом инструменте». В. А. Р у с а н о в . Гитара и гитаристы, 
              вып. 2. М., 1901, стр. 27.
      Это положение, высказанное Русановым, повторяется во всех дальнейших работах о гитаре в России. Однако при внимательном изучении исторических материалов оно также не выдерживает критики. Не будучи ни изобретателем семиструнной гитары, ни создателем ее соль-мажорного строя, Сихра не был и зачинателем методики игры на семиструнной гитаре этого строя.
      Несомненно, что распространение гитары было подготовлено всем ходом развития русской музыкальной культуры, но первым, кто может претендовать на значительную роль в пропаганде семиструнной гитары, был автор первой русской Школы игры на этой гитаре - чешский гитарист и композитор Игнац Гельд. Этот музыкант в настоящее время забыт, но чешские источники начала XIX века указывают, что его многочисленные сочинения пользовались в России при его жизни признанием и любовью. Allgemeine historisches Kiinstler — Lexikon fur Bohmen und zum 
              Theil auch fur Mahren und Schlesien, B. 1. Prag, 1815.

   Читайте выбранные главы из этой книги (в которых речь идет о семиструнной гитаре) Здесь >>
 
 

Русская
семиструнная
гитара

Гитара
в
России

Самоучители
Пособия
Ноты