|
|
Русская семиструнная гитара |
|
|
Гитара в России |
|
Б. Вольман
Гитара в России
Очерк об истории гитарного искусства
Ленинград 1961г.
Избранные главы: |
|
|
Предисловие |
Известное пренебрежение, с которым относятся
к гитаре даже многие профессиональные музыканты, основано на недопонимании
ее художественных достоинств, незнании истории инструмента и его литературы.
Недостаточная сила звука гитары воспрепятствовала ей стать постоянным участником
симфонического оркестра. Она нашла широкое применение главным образом в
любительском музицировании, где с успехом выполняла функции аккомпанирующего
и сольного инструмента, уступая в этом плане лишь фортепьяно, этому «оркестру
в миниатюре». Однако, как фортепьяно и некоторые другие музыкальные инструменты,
гитара использовалась и как концертный инструмент своеобразного звучания,
для которого создавалась специальная литература и существовали виртуозы-исполнители,
привлекавшие внимание любителей музыки на Западе и в России.
Осветить историю развития гитарного искусства
в России от его зарождения до наших дней и установить прогноз в отношении
будущего гитары в СССР — такую задачу ставил перед собой автор предлагаемой
работы. С этой целью, помимо глав, повествующих в порядке хронологической
последовательности о прошлом и настоящем гитары, и кратких монографических
очерков, посвященных выдающимся русским гитаристам, в работу включены две
вводных главы. В первой рассказывается о происхождении инструмента и его
бытовании, вторая рассматривает гитару как аккомпанирующий инструмент, на
определенном историческом этапе сыгравший немаловажную роль в укреплении
демократических основ русского вокального искусства.
О том, насколько удалось выполнить автору
поставленные задачи,— слово предоставляется читателям книги, но, если она
в какой-то мере поможет установлению взгляда на гитару как художественно
ценный инструмент, требующий не предвзятого, а объективного к себе отношения,
основная цель работы будет достигнута.
Считаю необходимым выразить глубокую благодарность
В. И. Яшневу, Е. И. Исаковой, Е. Н. Рябоконь, Л. Ф. Андронову, Е. М. Макеевой,
В. С. Сазонову, А. В. Панаеву и другим гитаристам и друзьям гитары, с исключительным
интересом отнесшимся к данной работе и предоставившим мне некоторые нотные
и другие материалы, отсутствующие в государственных библиотеках и нотохранилищах.
|
Русские семиструнники |
Андрей Осипович Сихра (1773 – 1850)
- российский гитарист-виртуоз, композитор и педагог. По происхождению чех. Родился в семье учителя музыки. В конце 90-х гг. концертировал как виртуоз-арфист. С 1801 (по другим данным, с 1802) жил в Москве, а в 1813 (или 1820) переехал в Петербург. Считается основателем русской гитарной школы. Автор произведений для 7-струнной гитары («Русские песни с вариациями» и др.), множества переложений и школы для 7-струнной гитары.
Сихра (Андрей Осипович) – арфист и главным образом гитарист-виртуоз. В конце 90-х годов XVIII столетия сделал в Вильно (официальное название города Вильнюс до 1939 г.) первый опыт устройства семиструнной гитары, привез ее в Москву, там усовершенствовал и, переселившись после 1812 года в Петербург, вплоть до своей смерти пропагандировал этот инструмент. |
Никифор Кузьмич Слепухов (1867 – 1928)
– русский музыкант, гитарист. Рано потерял отца и в 9-летнем возрасте был определён своей матерью в Воронежский монастырь, где работал на свечном заводе и, имея хороший голос, пел в церковном хоре. Регент монастыря, обративший внимание на хорошие вокальные данные и незаурядные музыкальные способности мальчика, устроил его учиться играть на скрипке. Учился Слепухов, вероятнее всего, в открытых пианистом М.К. Гамбургом в 1879 году новых Воронежских музыкальных классах. Игре его обучал Лев Григорьевич Малкин, окончивший Московскую консерваторию. Вскоре ученик достиг такого высокого исполнительского уровня, что учитель сам отвез его в Москву, где юноша в 1890 году поступил в консерваторию по классу скрипки. Однако молодой Слепухов, не имея средств для обучения в этом классе, был вынужден перейти в класс контрабаса, в котором не только обучали бесплатно, но и платили стипендию. В возрасте 27 лет он окончил консерваторию, получив музыкальное и общее образование. В мае 1894 года Никифор Слепухов поступил контрабасистом в оркестр московского Малого театра, а спустя несколько лет перешел на работу в оркестр московского Большого театра. |
Михаил Тимофеевич Высотский
(ок.1791 – 1837)
- русский гитарист-виртуоз и гитарный композитор. Игре на гитаре учился у С. Н. Аксенова. Увлекался классиками, особенно Бахом, фуги которого пытался перекладывать для гитары. Это отразилось на серьезном и благородном стиле его гитарных сочинений: большей частью фантазии и вариации на русские народные темы (циклы из 4—5 вариаций, обрамлённые «заставками» и «концовками»), есть и переложения для гитары пьес В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Дж. Филда (с которым музыкант был близок) и др. Из них напечатано 83; издана также его "Практическая и теоретическая школа для гитары" (1836).
|
Николай Петрович Макаров
(1810 – 1890)
- известный русский гитарист-концертант. Родился в 1810 году в городе Чухломе Костромской губернии. Детские годы провел в имениях отца и тетки М. П. Волконской. Служил офицером в армии. С детства играл на скрипке. В 28 лет увлекся гитарой, в период пребывания в военной академии в Варшаве учился играть на 6-струнной ("испанской") гитаре, и, занимаясь по десять-двенадцать часов ежедневно, вскоре добился значительных успехов.
Первый концерт Макарова состоялся в 1841 году в Туле, в зале Дворянского собрания, где он сыграл первую часть 3-го концерта М. Джулиани. В 1852 году Макаров едет за границу, где встречается с крупнейшими гитаристами Европы: Цани ди Ферранти, М. Каркасси, Н. Костом, Й. К. Мертцем, гитарным мастером И. Шерцером. |
Семен Николаевич Аксенов
(1784 или 1790 – 1853)
Русский гитарист-семиструнник, композитор. Родился в Рязани. Брал уроки игры на гитаре у А.О. Сихры и считался лучшим его учеником, хотя и расходился в ряде вопросов со своим учителем. Семиструнную гитару считал инструментом более певучим и выразительным, чем изобразительным (как то полагал Сихра). Писал фантазии, романсы, вариации и попурри на русские народные песни. Именно русские мелодии, а не классика, как у Сихры, составляют основу его гитарных обработок. Ввел в технику гитарной игры так называемый "певучий стиль" (legato) и открыл способ играть флажолетом на всех нотах. |
Владимир Иванович Морков (1801 – 1864)
– русский гитарист. Игре на гитаре обучался у А.О Сихры, посвятившего ученику свою "Теоретическую и практическую школу для семиструнной гитары".
Владимир Морков – автор "Полной школы для семиструнной гитары, с приложением пьес для вновь усовершенствованной десятиструнной гитары c указанием ее строя" (1862) и целого ряда сочинений и переложений для своего инструмента (в том числе транскрипций нескольких сочинений Джулиани и Мертца). Написал "Исторический очерк русской оперы с самого ее начала по 1862 год" (С.-Петербург, 1862 [1899]), в котором рядом с ценными, подчас единственными указаниями, встречается много очевидных ошибок. |
Михаил Александрович Стахович (1819 – 1858)
– гитарист-дилетант, поэт, писатель, собиратель русских народных песен, ученик М. Т. Высотского и А.О. Сихры. Родился в селе Пальна Елецкого уезда Орловской губернии России. Происходил из древнего дворянского рода, который упоминается в родословных книгах Полтавской, Черниговской, Московской и Орловской губерний. Первоначальное воспитание и образование получил домашнее, под наблюдением гувернера-француза. В 1841 г. окончил словесный факультет Московского университета. По его окончании несколько лет путешествовал за границей, а по возвращении в Россию занялся литературой, музыкой и изучением фольклора. Автор первого печатного труда по истории русской гитары, очерка "История семиструнной гитары", который был впервые напечатан в журналах "Москвитянин" в 1854 году и "Якорь" – в 1858 году, а также издан отдельной брошюрой в издательстве Ф. Стелловского в 1864 году. |
Валериан Алексеевич Русанов (1866 – 1918)
– русский гитарист, композитор, педагог, музыкальный писатель и музыкально-общественный деятель. Внес очень большой вклад в дело популяризации гитары в России. По разносторонности его деятельности в области гитары представляет уникальное явление. Гитарист-педагог, композитор (написал около 300 сочинений), историк гитары, редактор-издатель журнала "Гитаристъ" (1904-1906), редактор журнала "Музыка гитариста" 1907-1908 годах, журналист того же журнала, а также журнала "Аккорд" в 1911 и 1913, 1914 годах, руководитель гитаристов Московского общества мандолинистов и гитаристов и организатор гитарных "Сред" в нем, дирижер оркестра народных инструментов Московского общества любителей игры на народных инструментах и любителей светского пения, гитарист-исполнитель, общественный музыкальный деятель; ни до, ни после него не только в России, но и во всем гитарном мире история гитары не знала и не знает такого деятеля.
|
Павел Федосеевич Белошеин (1799 – 1869)
– русский гитарист, композитор. Ученик А. О. Сихры и М. Т. Высотского. Выступал в концертах. Переложил для гитары народные песни и городские романсы ("Как у наших у ворот", "Посеяла я лебеду" и другие), отрывки из опер. Автор многочисленных полонезов, вальсов, кадрилей и других танцевальных пьес. Был известен как автор мелких гитарных пьес, помещавшихся в музыкальных журналах 20-х годов XIX века. Некоторые его оперные переложения и обработки народных песен выходили и отдельными изданиями. Издавал в Петербурге "Журнал для семиструнной гитары".
|
Иван Егорович Ляхов (1813 – 1877)
– русский гитарист, композитор, педагог. Один из самых даровитых гитаристов своего времени и самых преданных гитарному искусству музыкантов. В годы своего студенчества брал уроки по гитаре у М.Т. Высоцкого, позже у А.О. Сихры, а по теории музыки – у А.И. Дюбюка. По профессии был ветеринарным врачем, окончил Московскую медико-хирургическую академию. До 1872 года служил по различным ведомствам, после чего вышел в отставку. Был твердым, гордым человеком, всегда нуждался. Славился в Москве как непревзойденный гитарист-виртуоз и композитор. Один из первых ввел добавочные басы к гитаре, использовал перестрои и нововведения, стремился усилить звучность инструмента и т.д. Наряду с оригинальными музыкальными сочинениями И. Ляхову принадлежат обработки народных песен, переложения для гитары популярных романсов. Концертировал эпизодически (как солист и в дуэтах с другими гитаристами, в т.ч. с П.Ф. Белошеиным, а позже с А.К. Голиковым).
|
Василий Михайлович Юрьев (1881 – 1962)
– гитарист-семиструнник, музыкальный педагог, композитор. Внес большой вклад в литературу семиструнной гитары, автор оригинальных пьес, переложений для семиструнной гитары русской, советской и зарубежной классики, обработок народных песен, и составитель множества различных гитарных сборников. Учился у гитариста-педагога Александра Соловьева. За годы учебы познакомился с обширным концертным репертуаром семиструнной гитары, включая "Экзерциции" (концертные этюды) Андрея Сихры, пьесы предельной технической трудности. В 1903 году начал активную исполнительскую деятельность. Одновременно преподавал гитару в обществе "Музыка и пение", некоторое время работал в цыганском театре "Ромэн", а с 1936 года в Государственном русском народном оркестре (с 1946 – имени Н.П. Осипова). Выпустил школу (1939, М.Ф. Иванов и В.М. Юрьев) и самоучитель игры для семиструнной гитары (1957, 1958), которые неоднократно переиздавались. Среди его учеников А.В. Ширялин. |
Василий Иванович Яшнев (1879-1962)
– русский музыкант, гитарист-педагог, композитор, общественный деятель. Родился 31 декабря 1879 года в Петербурге. В юности самостоятельно научился играть на гитаре. В молодые годы написал несколько романсов, которые издали в частной типографии и исполнялись на концертах. Испытывая недостаток в музыкально-теоретических знаниях обратился за советом к профессору Петербургской консерватории Н.А. Соколову, который, посмотрев его композиции, посоветовал поступить в консерваторию. В 1913 году В.И. Яшнев окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции. Его учителями были Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов, Н.А. Соколов. Как композитором В.И. Яшневым созданы опера "Тяжелые времена", симфонические поэмы, фортепианные пьесы и романсы. Увлеченно заниматься гитарой начал в 1926 году под воздействием игры А. Сеговии. Консультировался у Петра Исакова. Преподавал в Третьем ленинградском музыкальном техникуме и во Дворце пионеров.
|
|
|
|