Уд — (аль-уд - по-арабски буквально дерево, из этого названия происходит и испанская версия названия лютни - ла-уд) - струнный щипковый инструмент. Один из наиболее древних инструментов, распространённых на Ближнем Востоке, Кавказе, в Средней Азии (азерб., арм., узб., тадж., араб., перс., тур). Предшественник европейской лютни. Известен с VI века. Корпус деревянный или из тыквы, грушевидной формы, гриф короткий, без ладов, головка отогнута назад, дека плоская с 1 - 3 резонаторными отверстиями. Первоначально имел 4 струны; в IX веке Зириаб добавил 5-ю струну. У современных инструментов 5 сдвоенных струн (иногда добавляется 6-я, басовая). Настройка кварто-секундовая. Звук мягкий, негромкий, извлекаемый преимущественно плектром. Иногда имеет лады, функцию которых выполняют отрезки жильных струн обмотанных поперёк грифа.

     К арабам, наиболее культивировавшим аль-уд, этот инструмент, по-видимому, попал из Персии. В первый период существования Исламской цивилизации (VII-Xвека), когда в культуре формировались новые музыкальные тенденции уд (ал-‘у:д) был причислен к самым совершенным инструментам. Именно уду отдавалось предпочтение перед всеми другими инструментами которые участвовали во дворце халифов в придворных собраниях или «салонах» (араб.маджа:лис). Собрание в виде музыкального концерта называлось маджлис ад-тараб (араб. «весёлое собрание»). Разумеется в последнем случае звучал не только уд, но и другие разнообразные хордофоны, духовые и ударные инструменты имевшие местную традицию. Кроме уда среди хордофонов чаще всего звучала персидская щипковая лютня с длинной шейкой танбур. Как считает Т.Н. Джани-Заде, в Багдадском халифате среди хордофонов принимавших участие в маджлисе все инструменты были щипковыми, а не смычковыми. Смычковые инструменты не участвовали в музыкальных увеселениях при дворе. Можно сказать, что они не допускались в процесс формирования новых музыкально-эстетических идеалов, расцениваемых как исламские. На протяжении всей истории культуры Ислама, отмечается определённое негативное отношение к струнным смычковым инструментам, которые характеризуются как инструменты выражающие непристойное (макру:х) поведение. Оно вызывало критику и запрет (мала:хи:) со стороны исламских улемов и осуждение в традиционном мусульманском обществе. Смычковые инструменты имели практику, правда с особой целью, в суфизме. Впрочем, к этому религиозно-мистическому течению Ислама, было весьма критическое отношение ортодоксальных приверженцев учения Пророка Мухаммада. Правда из описаний Абу-ль-Фараджем дворцовой жизни, можно заметить что сами правители – халифы, не особо строго придерживались установлений Веры, употребляли вино и вообще вели далеко не праведный образ жизни, да и тот факт, что на персидских миниатюрах бичующих суфийские нравы, мастера кисти изображали людей, - в аспекте ортодоксальности этих ревнителей веры, вызывает некоторое недоумение, ведь тем самым нарушалась заповедь Пророка, запретившего изображение живых существ.  Но, как правило, суфизм находил здесь осуждение, и только за пределами Багдада одетые во власяницу суфийские аскеты, кочующие по странам Магриба, принимались благосклонно. «Рабат» - суфийские центры, были своеобразными монастырскими гостинницами, возникавшими на торговых путях с Византией и Северной Африкой. Но до конца XI века мусульманские власти и улемы относились к подобным центрам с подозрительностью и неприязнью....