Мандола — итальянский струнный щипковый музыкальный инструмент. Упоминания о мандоле встречаются уже в XII—XIII вв. Название «мандола» происходит от древнего pandura (греч. — маленькая лютня). Инструмент, по мнению исследователей, был разработан в процессе изготовления лютни, как более компактный и экономный в создании. Полную последовательность развития и номенклатуру инструмента в настоящее время трудно проследить. |
Мандола известена также под такими именами как «мандора» и «мандоле», «пандурина» и «бандурина» и является «предком» мандолины, название которой означает просто «маленькая мандола».
Несмотря на различия в названиях, месте возникновения и форме — существуют основные характеристики, отличающие «истинную» мандолу:
|
Чаще всего мандола использовалась в народной музыке, в качестве аккомпанирующего инструмента (в частности в итальянской народной музыке). С недавнего времени её используют в традиционной ирландской, французской и шведской музыке. Однако широкого распространения инструмент не получил. И несмотря на вклад в развитие игры на мандоле некоторых современных композиторов (Франко Донатони, Ясуо Кувахара), в современной музыкальной практике она употребляется не часто. В настоящее время известны следующие современные исполнители музыки на мандоле: Брайан Макдонах, Алекс Лифесон, Владисвар Надишана, Вадим Бахрамов, Алексанр Пономарчук. |
Во второй половине XVII века мандора начала выходить из активного использования, но её сопрановая версия, называемая по-итальянски mandolino, продолжала развиваться, становясь прообразом современной мандолины. Teрмином mandora позднее называли также французскую мандолину, а также разновидность большой басовой лютни под названием галихон. (коласьоне, колахон) |