ГЛАВНАЯ ПОИСК КАРТА КОНТАКТ ENGLISH
  
Сейчас посетителей на сайте: 4
 
 
Информационный сайт лютневой и гитарной музыки
 
Страница классической гитары
Русские классики
Василий Степанович Саренко (1814 – 1881)
Василий Степанович Саренко

Василий Степанович Саренко (род. 29.06.1814, Воронеж, ум. 17.06.1881, Орел), – русский гитарист-семиструнник и композитор. Учился на медицинском факультете в Московском университете (окончил в 1833 г.), спустя несколько лет после окончания университета защитил докторскую диссертацию и получил степень доктора медицины, служил военным врачем. Много личного времени уделял гитаре. Считается последним представителем гитарной школы Андрея Осиповича Сихры.  Опубликовал 14 оригинальных пьес для гитары и несколько транскрипций. Несмотря на то, что В. С. Саренко был выдающимся исполнителем, он почти не выступал на публике и очень редко давал уроки игры на гитаре. Близкий друг прославленного русского гитариста Ф.М. Циммермана (1813-1882).


Саренко Василий Степанович

Основоположником российской гитарной школы является музыкант, прекрасный арфист Андрей Осипович Сихра (1771-1850), родившийся в период правления Екатерины II (годы правления 1762-1796) и поселившийся в Москве в конце XVIII века. В ранний период творчества он издавал свои сочинения не только для арфы, но и для фортепиано и гитары. Ввёл в практическое музицирование семиструнную гитару, за которой со временем закрепилось название "русская". Биографический словарь Русского исторического общества назвал Сихру "патриархом русских гитаристов".

С именем Сихры связывают "золотой век" в истории русской гитары. Он воспитал поистине замечательную плеяду гитаристов, благодаря которым инструмент получил распространение и признание по всей России. Создал труд "Теоретическая и практическая школа для семиструнной гитары", изданный в 1832 и 1840 гг. За "трудолюбие к искусству" был "пожалован" Императором Николаем I орденом.

Сихра был обаятельным и доброжелательным человеком, обладавшим ясным умом и мудростью, снискавшим непреходящую славу благодаря огромной и бескорыстной деятельности по популяризации, пропаганде гитары в России.

После ухода из жизни А.О.Сихры в 1850 году, дальнейшее совершенствование его творческого метода перешло, по свидетельству М.А.Стаховича, к одному из учеников Сихры, талантливому гитаристу-композитору Василию Степеновичу Саренко.

В.С.Саренко родился 29 июня 1814 года в городе Воронеже в небогатой чиновничьей семье. Это было время правления Императора Александра I (годы правления 1801-1825). Детство Саренко прошло в довольно суровой обстановке: осиротев в очень раннем возрасте, жил в семье своего старшего брата, учителя Орловской гимназии.

После домашней подготовки его отдали сначала в уездное училище, а потом по окончании курса, в гимназию. Детские и юношеские годы Саренко прошли в непрерывных заботах о своём образовании. Впоследствии он часто вспоминал, как в детстве переутомлялся и иногда по вечерам дремал от усталости над учебниками, за что и получал удары линейкой и грубые подзатыльники. После гимназии Саренко поступает за казённый счёт в Московский университет.


Университетские товарищи


19 сентября 1829 года Саренко был принят на медицинское отделение Московского университета и попал в непосредственное окружение будущего великого критика Виссариона Белинского.

Молодой Саренко жил в студенческом общежитии в одной комнате с Белинским, Чистяковым, Нечаевым, Матюшенко, Аргилландером и входил в "литературное общество 11 нумера", организованное В. Белинским и М.Чистяковым. В обществе состояли Н.Аргилландер, И.Нечай, П.Петров и М.Чистяков, поступившие в университет в 1828 г., а также В.Саренко и М.Поляков, поступившие в 1829 г.

Принимая во внимание крайне ограниченные средства к жизни, можно предположить, молодому Саренко нелегко жилось в Москве в годы студенчества.


Служба

В июне 1833 г. Саренко окончил университет со званием лекаря 1-го отделения и начал свою службу в должности военного врача в Ораниенбауме.

Принимал участие в первой в России пересадке роговой оболочки глаза человеку в 1838 году. Сообщение об этой операции помещено в "Трудах общества русских врачей", т.YI, вышедшем в свет в Петербурге в 1856 г., и в статье доктора медицины В.С.Саренко "Органическое восстановление повреждённой роговой оболочки левого глаза". Василий Степанович пишет: "Прежде чем приступить к описанию этой операции, не лишне будет представить краткий обзор органического восстановления потерянных частей животного тела вообще". После этого он приводит сведения из зарубежных источников о "пересаждении" перьев, волос, шпор и когтей у птиц, зубов, кусков кости, кожи. Далее Саренко пишет: "Органическое восстановление повреждённой роговой оболочки левого глаза было сделано доктором Ю.Ф.Иенкеном (ординатором Петербургской глазной лечебницы) под руководством лейбмедика Мандта. Был свидетелем операции, не стану описывать её пространно, скажу лишь, что повреждённая роговая прозрачная оболочка глаза у мальчика была заменена такою же, взятой от кролика: что операция была трудная, продолжительная и не имела желаемого успеха". Информация об этой уникальной операции приведена в работе заведующего глазным отделением первой Рижской городской клинической больницы, кандидата медицинских наук С.Г.Магильницкого.

В 1842 году Саренко служил в Калинканском морском госпитале. В 1848 г. состоял штаб-лекарем и проживал в Нарвской части в доме под литерами К.Л.Г. в Санкт-Петербурге. Как доктор, Саренко, по отзывам его пациентов и сослуживцев, довольно хорошо разбирался в диагностике, обладал замечательным чутьём; кроме того, больные любили его за спокойствие и хладнокровие, за весёлый, добрый, приветливый характер, благотворно влиявший на больных пациентов. Всё это позволило молодому врачу стать популярным.

Когда заболел Великий князь Михаил Павлович (брат Императора Николая I), Саренко был приглашён к нему и получил благодарность за успешное лечение. Полагаю, что благодарность Великого князя была вызвана влиянием со стороны его жены Великой княгини Елены Павловны, поддерживавшей отношения со многими деятелями культуры. Среди них были поэт Ф.И. Тютчев, писатель князь В.Ф. Одоевский, музыкант граф М.Ю. Виельгорский. Елена Павловна основала Русское музыкальное общество и стояла у истоков Петербургской консерватории, пожертвовав на это крупные суммы и продав свои драгоценности. Основала Елисаветинскую детскую больницу в Петербурге. Во время Крымской войны (1854-1856) вместе с великим хирургом Н.И. Пироговым сформировала первую в России организацию сестёр милосердия. Вероятно, успешное лечение и благосклонность Великого князя повлияли на повышение Саренко по службе; повышение это выразилось в том, что его перевели в Петербургский кадетский корпус.

С переводом в Петербург материальное положение врача значительно улучшилось. Это было весьма кстати, так как он женился очень рано и сильно нуждался в деньгах, особенно с увеличением семейства.

Обязанности врача в кадетском корпусе дали ему больше времени для занятий своим любимым искусством - музыкой.


Увлечение гитарой в определённой мере способствовало повышению общего уровня развития Василия Степановича и благотворно сказывалось на его профессиональной деятельности. Так, 11 июля 1854 г. он получил степень доктора медицины в медико-хирургической академии.

В 1855 г. на Российский престол взошёл Император Александр II (годы правления 1855-1881).

С 1855 по 1878 г. Саренко был старшим лекарем 2-го СПб. Кадетского корпуса. Ему, как военному врачу, было присвоено звание генерала. До 1881 г. числился в "Российских медицинских списках".

С.Г.Магильницкому с помощью московского библиографа В.А.Невского удалось получить сведения, что Саренко - автор 20 работ по медицине, из них 12 по офтальмологии, включая диссертацию, написанную на латинском языке.


Гитарист

Василий Степанович основательно изучил гитару сначала самостоятельно, а потом под руководством А.О.Сихры. Всю жизнь вспоминал он о своём учителе с глубоким уважением и свято хранил его портрет.

Окончив занятия, Саренко остался с А.О.Сихрой в самых дружеских отношениях, бывал у него дома и не раз помогал престарелому композитору, обременённому заботой о большой семье.

Но выше всех Саренко ценил талант и игру Ф.М.Циммермана. Между ними установились тёплые и дружеские отношения. Василий Степанович частенько гостил у Циммермана в имении, а тот у него в Петербурге. Саренко постоянно старался заставить Циммермана записывать свои гитарные импровизации и кое-что записывал и транспонировал сам.

Трудно представить, как сильно В.С. любил гитару; он играл на ней не менее 3-4 часов в день: утром до службы и вечером перед сном. Летом, живя на даче, часто уходил для занятий в лес.

"Только при страстной любви к музыке и можно достигнуть что-либо на гитаре", - говорил он. Золотые слова достойные быть вырезанными золотыми буквами на скрижалях истории нашего инструмента!

Приводим в высшей степени характерный эпизод из жизни Василия Степановича, рассказанный художником Сухоровским. "Однажды ночью сильно заболела моя жена. Я бросился к первому попавшемуся доктору и очутился у В.С.Саренко. Прислуга привела меня в спальню, где я увидел доктора, сидящего на кровати и играющего на гитаре.

Он кивнул мне головой на стоявшее возле него кресло и продолжал играть.

- Доктор, - говорю я - извините.
- Сейчас, сейчас, - перебил он меня. -Вот слушайте…
Растёт…
- Простите, всё это прекрасно…
- Только одну минуту, - перебил он меня, - Слушайте
дальше. Какова музыка? А?
- Очень, - говорю превосходная, только…
- А вот и финал… Слушайте, слушайте…

Так проморил он меня около получаса, прежде чем мы отправились домой. Долгом считаю прибавить, что жене он очень помог , а играл он как никогда я больше не слыхивал …
Превосходно играл…"

М.А.Стахович, свидетельствуя о том, что после смерти А.О.Сихры Василий Степанович занимал первое место среди петербургских гитаристов как "игрок удивительный", писал следующее:

"Саренко - ученик Сихры, занимающийся музыкой и следящий за её современным ходом в применении к нашему инструменту, разборчивый, с тонким вкусом, опытный игрок и мастер замечательный в сочинении для нашего инструмента - маэстро; и дай Бог ему более и более успеха в деятельности для пользы семиструнной гитары"1.

А.И.Дюбюк (известный пианист, ученик Фильда, композитор написавший музыку ко многим популярным романсам) отзывался о Саренко так же с большой похвалой: "Игрок был первоклассный и музыку знал превосходно, имел много вкуса и фантазии и вообще был всесторонне развитым музыкантом. Играл элегантно, чисто, плавно; струны у него пели и в быстрых и в медленных темпах…А уж как любил гитару. Только и разговору что о ней!…"

Иногда он брал гитару в корпус, собирал больных кадетов. Они очень любили его и слушали с восторгом его игру.

Саренко очень любил детей, а они платили ему тем же. У себя дома часто возился с ними по целым часам. В особенности любил пускать бумажных змеев и так ими увлекался, что удивлял посторонних.


Стиль игры

Саренко обладал "крупным" звуком, как сейчас стало принято выражаться. Его внимание было приковано к чёткости и внятности извлечения звука. Главное в методе Саренко было найти красивый звук тона и его тембральные краски. Особенно красиво звучала его гитара в высоких позициях. Несмотря на то, что большая часть его сочинений не дошла до наших дней, принципы подхода к игре ясны и перекликаются с современным взглядом на вопрос звукоизвлечения на указанном инструменте. Он обращал самое серьёзное внимание на качество звука, получения чистоты его тона и прилагал много усилий для достижения желаемого результата. Неутомимо, часами он комбинировал музыкальные фразы, меняя тембр звучания и от души наслаждаясь большой палитрой музыкальных красок. По свидетельству очевидцев его игру можно было слушать очень долго. Играя, Саренко любил в процессе исполнения эмоционально подчеркнуть некоторые, удачные на его взгляд места в музыкальном произведении.


Композитор

Как композитор, Саренко является ярким представителем школы А.О.Сихры. Однакуо на его игру сильно повлиял Ф.М.Циммерман.

Превосходная гармонизация, блестящая виртуозность, изящество и гибкость мелодии, смелая аппликатура, мастерская компоновка, превосходное знание и умение пользоваться всеми музыкальными средствами и эффектами инструмента – всё это составляет неоспоримые достоинства его произведений. Его этюды – прелестные маленькие фантазии, настоящие перлы в литературе гитары. Сочинения Василия Степановича лучше всего дают представление об его элегантной, певучей игре. В особенности славятся "Романс без слов", маленькая фантазия; фантазия на романс "Бывало, бывало". Газета "Северная пчела" писала (1852 г. № 100 от 5 мая): "на днях слышали фантазию известного нашего любителя музыки В.С.Саренко (ученика г-на Сихры) на романс графа Виельгорского "Бывало, бывало". За томной и серьёзной интродукцией следует самый романс, который особенно мил на гитаре, а потом анданте, (выражающее) оригинальную мысль самого автора, в стиле Шубертовских мелодий. Это анданте своей изящной простотой и естественностью хода гармонии чрезвычайно понравилось. В заключение – блестящий финал. Эта фантазия весьма приятный подарок любителям гитары. Вообще, во всех сочинениях г-на Саренко видно много вкуса и знание инструмента"

Заслуживает высокой оценки и блестящая по замыслу пьеса "Украинская пляска", – стройное музыкальное произведение, написанная для гитары соло. Пьеса эта переложена для оркестра и 27 июля 1902 года была исполнена в Сестрорецком курзале симфоническим оркестром под управлением Булериана. Следует упомянуть ещё о переложении "Украинской пляски" для пяти гитар, сделанном Д.Г. Лободою, руководителем Киевского кружка гитаристов.

Этюды Саренко в своё время были высоко оценены А.О.Сихрой, поместившим этюды №1 и №4 в свою школу. Из последних особенно интересен этюд №2.

В числе оригинальных произведений Саренко следует упомянуть его фантазию "На берегу моря".

Без сомнений, не все произведения Саренко уцелели, многое осталось неизданным, в рукописях. Но и то, что перечислено, составляет крупный и ценный вклад в сокровищницу гитарной литературы и ставит имя Саренко в один ряд с именами её лучших композиторов.

Все сочинения Саренко были приобретены и изданы первоначально музыкальной фирмой И.Пеца, а затем перешли в собственность фирмы Ф.Стелловского и ещё позже московской фирмы А.Б. Гутхейля.


Товарищи 

Со многими гитаристами Саренко был в самых дружеских отношениях. Кроме Сихры и Циммермана, у него бывали Морков, Палевич (ученик Моркова), с которыми он играл дуэты. Его знали М.А.Стахович и С.Н.Аксёнов. Последний даже подарил ему рукопись своего знаменитого дуэта из Септета Бетховена. В числе его гостей были композиторы Даргомыжский, Мусоргский, Соколов (автор известных русских романсов), певцы русской оперы: известный Петров и Васильев, бывал также Варламов. Они очень любили слушать игру Саренко.

Из числа гостей немузыкантов бывали сенатор Чернышёв и известный педагог Евтушевский. Саренко почти не играл публично и не выступал в концертах. Весьма неохотно cоглашался давать уроки. При публике не мог играть вследствие сильного волнения, овладевавшего им до того, что ему казалось, будто число струн удваивается. Как учитель же был очень нетерпелив и раздражителен. Тем не менее, никому не отказывал в содействии, и один из его учеников, Микулин (хорист Мариинского оперного театра, ученик также и В.И.Моркова), был в своё время весьма выдающимся гитаристом.

Саренко, как доктор, вообще избегал всяческих волнений, вредно отзывавшихся на его организме, а как музыкант, сам слишком много работал, чтобы отдавать своё время другим.


Верность гитаре

Саренко дожил до глубокой старости, до конца оставаясь верным своему инструменту, хотя кроме него, он ещё очень любил виолончель и хотел даже заниматься ею, но, выражаясь его же словами, как-то совестно было изменить гитаре.

В последние годы своей жизни он уже меньше занимался музыкой вследствие упадка сил и частых припадков удушья. Кроме того, на него удручающе действовал недостаток сочувствия в обществе к инструменту. Из числа немногих ветеранов ему пришлось пережить "золотой век гитары". Его друзья и старые гитаристы уже покоились в земле, и он, так любивший гитару, не мог не страдать душою из-за падения интереса к гитарной музыки и от того безобразия, которое творили разные новаторы, вроде Чекрыгина и его последователей.

Ход истории сложился так, что последний год правления Императора Александра II – 1881 совпал с последним годом жизни Саренко. Василий Степанович скончался 17 июня 1881 г. близ города Орла, во время поездки к своей дочери, жене преподавателя Орловского реального училища, господина Чупанова. Ещё лет за пять до того у него начались приступы удушья, наступавшие обычно после некоторой неумеренности в пище. Надо сказать, что Василий Степанович очень любил покушать и обладал хорошим аппетитом. За полгода до смерти его здоровье стало резко ухудшаться. Болезнь лёгких давала о себе знать: последний припадок удушья начался 15 июня и продолжался уже до самой смерти.

Несмотря на сильные страдания, он до последних минут не терял сознания и бодрости духа. 17-го июня 1881 г. в пять часов по полудню он тихо скончался на руках своих близких. Из Орла тело его перевезли в Москву, где и похоронили на кладбище Покровской общины сестёр милосердия. На его могиле возвышается гранитный памятник с надписью: "Василий Степанович Саренко. Скончался 17 июня 1881 года".

С кончиной Саренко гитаристы и почитатели гитары потеряли последнего представителя школы Сихры и талантливейшего композитора, внёсшего достойный вклад в дальнейшую разработку гитарной техники.


Наследие

Всех сочинений В.С.Саренко, согласно биографическому очерку В.А.Русанова, напечатанного в 1906 г., имелось в печати в те годы 14 номеров:

 1. Тема с вариациями
 2. Этюд №1
 3. Романс без слов
 4. Два этюда №2 и №3
 5. Вальс Шопена и тирольский вальс
     Циммермана
 6. Фантазия на любимый романс "Бывало,
     бывало" графа Виельгорского
 7. Картина из оперы "Мария ди Роган",
     муз. Доницетти
 8. Романс из оперы "Риголетто", муз. Верди
 9. Баркарола из оперы "Линда ди Шамуни",
     муз. Доницетти
10. Этюд №4
11. Прелюдия Шопена
12. Фантазия
13. На берегу моря (Иммитационная пьеса)
14. Украинская пляска

Кроме того, в Библиографическом музыкально-литературном словаре-справочнике русских и советских гитаристов "Классическая гитара в России и СССР", составленном М.С.Яблоковым и вышедшем в 1992 г., указано, что этот список следует пополнить произведениями:

15. Романс "Юноше, горько рыдая",
      муз. Даргомыжского
16. Этюд, муз. Джулиани
17. Вариации на русскую тему "Ох, болит"

Послесловие

В течение долгого времени музыкальные произведения Саренко были забыты. Благородную работу по воссозданию исполнительских традиций позапрошлого столетия ведёт гастролирующий гитарист Владимир Маркушевич. Основу репертуара артиста составляют сочинения русских композиторов, входивших в гитарную элиту XIX века: А.О. Сихра, М.Т. Высоцкий, В.С. Саренко, Ф.М. Циммерман и др.

Интерес к творчеству Саренко проявил и датский гитарист Лайф Кристенсен, записавший целый диск с его произведениями. Для того чтобы не нарушать художественного замысла композитора и лучше донести его сочинения до слушателей Кристенсен освоил семиструнную гитару.

В настоящее время удалось найти в воронежских библиотеках (Областная им. Никитина И.С. и Городская музыкально-театральная) 4 произведения Василия Степановича – 3 этюда и Украинский танец. Пятое сочинение "Ноктюрн" прислал Руднев Сергей Иванович в составе книги "Русский стиль игры на классической гитаре".

Изучение творческого наследия будет продолжено и настоящая работа – первая дань памяти творчеству композитора-гитариста Саренко Василию Степановичу, которому в 2004 году исполняется 190 лет со дня рождения.


Автор А.П.Красюков


 


Описание и
конструкция
гитары

История
классической
гитары

История
гитары
в России

Классики
гитары

Русские
классики

Зарубежные
гитаристы

Российские
гитаристы