ГЛАВНАЯ ПОИСК КАРТА КОНТАКТ ENGLISH
  
Сейчас посетителей на сайте: 6
 
 
Информационный сайт лютневой и гитарной музыки
 
Страница классической гитары
Русские классики
Василий Петрович Лебедев (1867-1907)
Василий Петрович Лебедев

Василий Петрович Лебедев (1867-1907) – выдающийся русский гитарист-виртуоз на 6 и 7-струнной гитарах, педагог. Родился в Канятовске, Самарской губернии, в 1867 году. Ученик известного русского гитариста И. Ф. Деккер-Шенка (1825-1899). Успешно концертировал в Петербурге и других городах России. В 1900 году выступал с оркестром русских народных инструментов В. В. Андреева – Великорусским оркестром – в Париже на Всемирной выставке. Пресса отметила большой успех артиста. Лебедев был первым исполнителем в России партии гитары в Квартете для гитары, скрипки, альта и виолончели Н. Паганини. Преподавал в Петербурге в общедоступных музыкальных классах Педагогическом музее и в частях военного округа.

В. Лебедев – автор «Школы для 7-струнной гитары» (1904), сборника "50 русских и малороссийских народных песен", многих переложений, обработок цыганских романсов. 

Умер в Санкт–Петербурге 8 февраля 1907 г.


Борис ВОЛЬМАН. Гитара в России. Ленинград, Музгиз, 1961.

В. П. Лебедев получил образование в музыкальных классах Саратовского отделения Русского музыкального общества и самоучкой научился играть на гитаре. Приехав в Петербург, он решил избрать гитару своей специальностью. С этой целью он стал брать уроки игры на шестиструнной гитаре у Деккер-Шенка, вслед за чем и сам стал давать уроки гитарной игры. Совершенствуя собственную игру, Лебедев начал выступать и публично. Вначале это были довольно скромные выступления в кружках гитаристов, за чем последовал его первый самостоятельный концерт, состоявшийся в 1897 году в зале Кредитного общества в Петербурге. Известность Лебедева-гитариста стала расти, чему способствовали дававшиеся им ежегодно концерты. В 1898 году он был приглашен известным русским балалаечником и организатором оркестра народных инструментов В. В. Андреевым вести преподавание народной музыки в гвардейских полках Петербургского военного округа, а в 1900 году, когда оркестр Андреева с успехом выступал с концертами на Всемирной выставке в Париже, там же выступил и Лебедев, получивший положительные отзывы парижской прессы ("Figaro", 1900, № 186; "Gazette de Paris", 1900, № 83).

Лебедев и далее продолжал выступать с оркестром Андреева, причем иногда его игра затмевала игру оркестра. Так, об одном из концертов Лебедева, обычно дававшихся в зале Кредитного общества в Петербурге, рецензент писал: "Имел успех оркестр балалаек г. Андреева, но успех, побледневший рядом с овациями, выпавшими на долю г. Лебедева и его товарищей" ("Новое время", 1902, № 9326).

В этом концерте наряду с Лебедевым выступали другие гитаристы, видимо, ученики Лебедева. Его концерты не только в Петербурге, но и в других городах и одновременное руководство классом гитары в Общедоступных классах Педагогического музея в Петербурге содействовали его популярности.

Лебедев играл на шестиструнной гитаре с четырьмя дополнительными струнами. Приемы игры он полностью воспринял от Деккер-Шенка. Как и его учитель, Лебедев был представителем немецкой гитарной школы, в основе которой лежала сила звучания инструмента. Нежность, которую многие считали главным выразительным свойством гитары, признавалась Лебедевым второстепенным качеством, одной из многих возможных на гитаре красок звучания. Репертуар Лебедева был довольно обширен, но не отличался тонкостью вкуса. Он исполнял гитарный концерт Деккер-Шенка, его же Фантазию и другие пьесы, произведения немецкого гитариста Клингера, собственные переложения пьес Шуберта, Шопена и фантазии на популярные русские песни ("По улице мостовой", "Светит месяц" и др.). Большим успехом в исполнении Лебедева пользовались Вальс Дюрана и Элегия Массне. Лебедев был первым исполнителем в России Квартета для гитары, скрипки, альта и виолончели Паганини. [...]

В 1904 году Лебедевым была опубликована Школа для семиструнной гитары русского и испанского строя (с добавлением басовой струны си). В основу ее были положены Школы Каркасси, Джульяни, но приемы игры были заимствованы из Школ Мертца и Деккер-Шенка. Причину создания своей Школы Лебедев объяснял желанием поколебать установившееся мнение о гитаре и познакомить с "настоящей" гитарой, такой, какой, по его мнению, она должна быть. Признавая ценность многих ранее выпущенных руководств, Лебедев находил в них отсутствие системы, главным же их недостатком считал то, что они были мало пригодны для начинающих. Эти недостатки Лебедев пытался устранить в своем руководстве, но не очень успешно. За исключением приложенных в Школе 10 этюдов Каркасси, другой учебный материал Школы состоял из собственных этюдов и обработок, пьес Деккер-Шенка и др., отличавшихся легковесностью. При наличии известной последовательности в приобретении навыков игры, Школа Лебедева направляла вкус учащихся в сторону чистой салонности.


 


Описание и
конструкция
гитары

История
классической
гитары

История
гитары
в России

Классики
гитары

Русские
классики

Зарубежные
гитаристы

Российские
гитаристы