Арнольд Долмеч
(Arnold Dolmetsch) 24 февраля 1858, Ле-Ман, Франция — 28 февраля 1940, Хейзлмир, графство Суррей, Великобритания
— английский инструментальный мастер, скрипач, клавесинист, гамбист, лютнист, музыковед. Считается родоначальником движения аутентичного исполнительства. Долмеч родился в семье чешско-немецкого происхождения, обосновавшейся во Франции; его отец держал в Ле-Мане небольшую фабрику по производству музыкальных инструментов, где и началось музыкальное образование Долмеча. В 1881-1883 гг. он учился игре на скрипке у А. Вьётана и в Брюссельской консерватории, в 1889 г. окончил Королевский музыкальный колледж в Лондоне(его учителем, в частности, был Фредерик Бридж).
Since 1976, he has served as Professor of Lute and Director of Early Music at the Eastman School of Music in New York. He lives in Rochester, New York with his wife, son and daughter.
При поддержке Дж. Грова Долмеч стал одним из первых пропагандистов старинной музыки и традиций инструментального исполнительства. С 1890-х гг. он устраивал концерты барочной музыки, общественный резонанс вызвало исполнение им забытых сочинений для виолы да гамба. Бернард Шоу в 1894 с восторгом отзывался о сыгранных Долмечем английских виольных фантазиях. В 1893 Долмеч изготовил свою первую лютню, в 1894 — первый клавикорд, в 1896 — клавесин. В 1905-11 руководил производством (по старинным образцам) клавесинов, клавикордов, лютней и виол на фабрике «Чикеринг» в Бостоне. В 1911-14 работал на рояльной фабрике «Гаво» в Париже. С 1914 жил в Великобритании, основал инструментальную мастерскую в Хейзлмире, которая стала благодаря Долмечу крупнейшим в Европе центром по производству старинных инструментов. Всеобщее признание получили блокфлейты из мастерской Долмеча, изготовленные по барочным моделям (первую такую флейту Долмеч сделал в 1919). В 1925 основал фестиваль старинной музыки в Хейзлмире, в котором участвовали его дети: Элен (1878—1924), гамбистка; Натали (1905-89), гамбистка, основательница британского Общества виолы да гамба; Рудольф (1906-42), клавесинист, гамбист; Карл (1911-97), флейтист, основатель британского Об-ва блокфлейтистов. После смерти отца Карл возглавил мастерскую и взял на себя руководство фестивалем (ныне Международный фестиваль старинной музыки имени Долмеча, проводится ежегодно). Кавалер ордена Почётного легиона (1938).
Творчество и научная деятельность
Долмеч — автор исследования «Интерпретация музыки XVII и XVIII веков, по материалам современников», положившего начало практическому освоению старинной музыки. Редактор сочинений для скрипки А. Корелли, Г. Пёрселла, Г. Ф. Генделя, собрания французских песен XII—XVIII веков, английской музыки для консорта виол. Долмечу также принадлежит приоритет в аудиозаписи старинной музыки (наиболее ранние относятся к 1920). Около 1933 записал «Хорошо темперированный клавир» ;И. С. Баха на клавикорде.
Библиография
- Dolmetsch A.The interpretation of the music of the XVII and XVIII сenturies revealed by contemporary evidence. 2nd ed. London, 1946.
- Donington R.The work and ideas of A. Dolmetsch. Haslemere, 1932.
- Dolmetsch M.Personal recollections of A. Dolmetsch. London, 1958.
- Campbell M.Dolmetsch: the man and his work. Seattle, 1975.
|
Диана Пултон
- урожденная Эдит Элеонора Диана Хлоя Кибблуайт, родилась 18 апреля 1903 года в городке Сторрингтон (графство Сассeкс, Англия). Она впервые услышала лютню, когда ей было около 15 лет. Мать Дианы познакомилась с Арнольдом и Мейбел Долмеч во время Первой Мировой войны. После войны Диана с матерью посещали концерты Арнольда Долмеча в зале Гильдии деятелей искусств в Лондоне, где они могли услышать разнообразную старинную музыку и инструменты. Мистер и миссис Долмеч иногда посещали семью Дианы в Лондоне, и Арнольд Долмеч иногда приносил с собой лютню. После недолгих уговоров он играл для них. Долмечу в это время было около 60 лет. Он был занят реставрацией и конструированием старинных инструментов и возрождением старинной музыки для клавишных инструментов, виол, блокфлейт и лютен. Естественно, что его лютневая техника была далека от совершенства, но Диана вспоминала, что, несмотря на скромные возможности, у него был необыкновенно красивый звук и музыкальное чутье, и она была совершенно зачарована его игрой.
Когда Диана выразила желание учиться играть на лютне, потребовалось некоторое время, чтобы найти подходящий и доступный инструмент. Миссис Кибблуайт, хотя сама она не играла на лютне, скопировала некоторые произведения из Британского музея и Университетской библиотеки Кембриджа и научила Диану читать табулатуры. Диана продолжала заниматься самостоятельно, во время своего обучения в Школе изящных искусств Слейда (1919-23). Там она познакомилась с Томасом Пултоном, который, по ее словам, всячески поддерживал ее интерес к лютне. Они поженились в 1923.
Диана рассказывала, что когда она почувствовала, что достаточно продвинулась в своих занятиях, примерно в 1922 году, она решила просить Арнольда Долмеча продолжить ее обучение. Но Долмеч не обладал талантом преподавателя, и его нетерпение и вспыльчивость доводили чувствительную Диану до слез к концу почти каждого урока. В 1925 году она не выдержала и сдалась, забросив лютню почти на полгода. Сын Арнольда Долмеча, Рудольф, старался уговорить Диану не бросать занятия. Он говорил ей, что его отец научился всему, что знал о лютне, из книг в Британском музее, и она могла бы пойти тем же путем. Так Диана начала собственные исследования. Она обнаружила, что Долмеч основывал свою технику на трактате Томаса Мейса. Она стала искать более ранние источники, и открыла Адриана ле Руа, Томаса Робинсона, Жана-Батиста Безара и других. Она существенно преуспела в своих занятиях и начала давать концерты вместе с Рудольфом и его женой Миллисентой, которая играла на басовой виоле.
В 1926 состоялась первая радиотрансляция Дианы, по приглашению Джулиана Гербиджа из музыкального департамента BBC. В итоге Диана приняла участие примерно в 400 радиотрансляций и смогла донести лютневую музыку до слушателей, которые иначе даже не узнали бы о существовании лютни. Диана и известный певец Джон Госс записали, вероятно, первую в истории пластинку лютневых песен для HMV. Через Госса Диана познакомилась с Питером Уорлоком, который, хотя и редактировал лютневые песни для фортепьяно, никогда до этого не слышал лютню. Ему так понравилась игра Дианы, что он отдал ей около 300 копий лютневых песен с табулатурами, которые он, вместе с Филипом Уилсоном, переписал из коллекции Британского Музея. Это было настоящее сокровище, так как в то время все приходилось копировать вручную.
Постепенно живопись отходила для Дианы на второй план, и скоро игра на лютне стала ее основным занятием. Она играла сольно и в ансамбле в шекспировских спектаклях в Стратфорде-на-Эйвоне, в «Олд Вике» и лондонском Вест Энде. Арнольд Долмеч, услышав ее игру впервые за пять лет, пригласил ее играть на фестивалях в Хейзелмире и на концертах в Лондоне. Диана говорили, что с момента, когда он наконец принял ее, он был неизменно добр к ней, и всячески старался помочь. Диана всегда была безмерно благодарна Долмечу за все, что она узнала от него о старинной музыке. Она рассказала об одном особенно трогательном эпизоде, когда Долмеч подарил ей свою виуэлу, сразу после ее концерта на фестивале, со словами, что он никогда не смог бы играть на ней так же хорошо, как она. Это стало началом ее интереса к испанской музыке.
Помимо выступлений на фестивалях в Хейзелмире и передач на BBC, Диана давала концерты по всей Великобритании, с большим успехом.
В 1930-е Диана начала всерьез собирать лютневые пьесы Джоны Доуленда. И ее интерес к нему и к его эпохе вырос почти до одержимости. Проводить исследования в то время было гораздо труднее чем сейчас: не было ни микрофильмов, ни библиографий, и все документы приходилось переписывать вручную. Иногда приходилось совершать путешествия или просить друзей скопировать нужный материал. Музыка, книги и документы, переписанные Дианой, занимали множество тетрадей. Во время Второй Мировой войны ей, как и всем остальным, пришлось выполнять другую работы, но ей все равно удавалось делать регулярные передачи на BBC и продолжать свои исследования по Доуленду. Она делала программы с музыкой Доуленда и елизаветинской поэзии и погрузилась в изучение истории и литературы 16 века.
После войны стали появляться другие лютнисты: в Германии в конце 40х – Вальтер Гервиг, в Англии в начале 50х – Десмонд Дюпре и Джулиан Брим (оба стали близкими друзьями Дианы). Иэн Харвуд брал у Дианы уроки. Почувствовав разницу между историческими инструментами и распространенными в то время тяжелыми немецкими лютнями, он заинтересовался реконструкцией старинных инструментов. Он стал первым после Арнольда Долмеча, кто вернулся к изготовлению аутентичных лютен. Интерес к лютне рос удивительно быстро, и в 1956 Харвуд предложил Диане создать лютневое общество. Общество было создано в тот же год, Диана стала его председателем, а Иэн Харвуд – секретарем. Это было первое лютневое общество в мире, и оно положило начало созданию подобных организаций и в других странах. Диана активно занималась делами общества, пока преклонный возраст не заставил ее уйти на покой, но по желанию членов общества она оставалась его президентом до самой смерти.
Важность исследований в области лютни и лютневой музыки быстро росла. В 1957 году Диана посетила конференцию в Париже, спонсированную Национальным центром научных исследованием Франции. Примерно в это же время Диана осознала, что для написания монографии о Доуленде ей придется сократить свои упражнения в игре на лютне. Количество учеников также все увеличивалось, и когда исследования и преподавание стали заметно отражаться на качестве ее игры, Диана приняла решение оставить концертную деятельность. Так начался период в жизни Дианы Пултон, лучше всего известный большинству лютнистов сегодня – ее работа в качестве исследователя, писателя и преподавателя.
С появлением микрофильмирования исследовательская работа стала гораздо легче. Стало возможным копирование документов из зарубежных библиотек. Пока Диана работала над книгой о Доулэнде и его творчестве, она также готовила, вместе с Бэзилом Лэмом, собрание музыки Доулэнда, которое было закончено раньше, но первой была опубликована монография. Диана потратила годы на исследования. Ей пришлось изучить особенности старинных стилей письма, чтобы прочесть бесконечные письма и другие документы, свидетельствовавшие о жизни Доуленда, а также трактаты о музыке.
Когда эти две книги были закончены, издательство «Фабер» заключило с ней контракты на другие публикации. Ей предложили написать статьи об английских композиторах-лютнистах, статью о виуэле и, в сотрудничестве с Иэном Харвудом, статью о лютне в Новом музыкальном словаре Гроува. Кроме того, в эти годы она продолжала свои исследования и публиковала журнальные статьи об английских и европейских композиторах, старинной музыке и технике игры.
В 1968 году Диана стала первым профессором лютни в лондонском Королевском музыкальном колледже, а два года спустя была выбрана его почетным членом (Hon. RCM). Она ушла с этой должности в 1979 году, но продолжала свои исследования. Появились новые материалы и манускрипты, недоступные на момент публикации ее книг о Доулэнде. Второе издание «Собрания лютневой музыки Джона Доуленда» было опубликовано в 1978, второе издание «Джона Доуленда» - в 1982.
Диана надеялась, что после 80 ей удастся уйти на пенсию и окончательно поселиться в Хейшотте, но обязательства перед «Фабером» заставляли ее продолжать исследования и готовить публикации. Прежде чем состояние здоровья заставило ее наконец прекратить работу, в 1991 она опубликовала «Самоучитель по игре на ренессансной лютне».
В истории лютни в 20 веке не было другого такого человека, который оказал бы влияние на стольких людей по всему миру, благодаря своей концертной, исследовательской и преподавательской деятельности.
В 1975 году Диана писала: «Теперь, когда мне исполнилось 72, я думаю, что же все-таки значила для меня лютня все эти годы. Пожалуй, сначала я относилась к ней как к приятному времяпрепровождению в конце рабочего дня. Со временем мое отношение изменилось, и лютня стала для меня чем-то вроде духовного пристанища. Ее изящные линии, тихая красота звука и интеллектуальная глубина музыки, казалось, давали опыт совершенно отличный от материализма современного общества, жадности, суеты и насилия, окружавших со всех сторон. Хотя она была для меня также и средством заработка, я не думаю, что денежные вопросы когда-либо были на первом месте в моей работе, так как многое я делала совершенно бесплатно»
Диана Пултон умерла в возрасте 92 лет, 15 декабря 1995 года. Последние годы жизни она жила с дочерью и зятем в своем коттедже в Хейшотте, который был ее домом с 1927 года.
|